Джиговые приманки - твистеры. Часть 2

Я мог бы посоветовать вам до поры до времени не обращать внимания на твистеры всяких хитроумных конфигураций и ограничиться классическими "вопросительным знаком" и виброхвостом «шед». Все остальное, если и может в лучшую сторону повлиять на клев, то такое случается не так часто, чтобы считать это руководством к действию. Разговоры где-нибудь на рыболовной базе или на Птичьем рынке иногда сводятся к категоричным заявлениям о том, например, что прудовая щука лучше всего берет на «лягушонка», а судака в реках проще поймать на длинный и узкий твистер и т. п. За всем этим чаще всего стоят домыслы - не более того. Реального опыта здесь либо нет вовсе, либо он бывает превратно истолкован. Не случайно, что в общем объеме продаж мягких приманок львиная доля принадлежит классическим твистерам и виброхвостам. Предложение, как известно, определяется прежде всего спросом. Спрос, в свою очередь, диктуется опытом практического применения. А этот опыт свидетельствует явно не в пользу всякого рода экзотической по форме «резины».
Тем не менее здесь уместно дать что-то типа общей классификации основных форм и разновидностей мягких приманок, чтобы вам не приходилось всякий раз разыскивать упомянутое в тексте «резиновое» изделие в фирменном каталоге или где-то еще. На рис. 9 вы можете видеть основные типы не оснащенных приманок из мягкого пластика - пока мы ограничимся их формальным представлением, а когда будем говорить об особых оснастках и приемах ловли, остановимся на некоторых из изображенных здесь приманок более детально. Единственное, на что я хотел бы обратить ваше внимание уже сейчас, это на то, что вся «резина» подразделяется на два класса - это приманки «активные» и «пассивные». Первые обладают «врожденной» игрой, то есть даже на монотонной проводке совершают весьма интенсивные колебательные движения, вторые, если их ведут равномерно, игры, строго говоря, не дают, - они просто тянутся за леской, как тянулась бы привязанная за кончик сосиска.
Когда я пару лет назад в одной из журнальных публикаций употребил слово «пассивный» в отношении воблеров (точнее - в отношении пластиковых или деревянных приманок типа Stickbait или Surface Walker), на станицах того же журнала последовала раздраженная реакция представителя фирмы Rapala: «Пассивный» воблер - это нонсенс! Нет игры - нет воблера…". Должен признать, что и у большинства рыболовов, не имеющих собственных материальных интересов в продвижении на рынок «активных» приманок, есть определенное предубеждение против «пассивных» - принято думать, что хищника больше привлекают играющие приманки. Затронутый вопрос слишком серьезен, чтобы коснуться его только лишь походу, и мы к нему будем еще возвращаться. Пока я лишь констатирую факт, что «пассивные» спиннинговые приманки объективно существуют и объективно ловят рыбу не хуже «активных». Что же касается самих терминов «активный» и «пассивный», то, если они вам не нравятся, можете переключить огонь критики на А. Лимузена и М. Нодо, которые, насколько мне известно, впервые употребили эти термины в том значении, в каком мы употребляем их теперь.
Американцы называют приманки без «врожденной» игры чуть иначе. Так, червь, у них проходит как "do nothing worm", то есть "ничего не делающий червь", что фактически то же, что и «пассивный». Подводя некий промежуточный итог, замечу, что в нашей стране массовую известность имеет только одна «пассивная» джиговая приманка - это поролоновая рыбка. "Ничего не делающие" пластиковые рыбки, черви, слаги и т. п. пока остаются в тени. Общее предназначение и принцип работы той или иной приманки иногда теряются на фоне многочисленных малосущественных деталей. Если кто-то со мной не согласен и считает, что клев очень сильно зависит, к примеру, от особенностей геометрии твистера, то я не стану отвлекаться на затяжную полемику. Возможно, в отдельных случаях дополнительные хвостики и усики и провоцируют чуть больше поклевок, но главное в джиговых приманках, безусловно, не это. Так что не стоит растрачивать время на сравнительные испытания. Причем этот мой совет касается не только формы, но цвета. И не только твистеров, но и любых других спиннинговых приманок, даже не только джиговых.
Всякий раз, когда я низвожу до одного из последних местаоль цвета приманки, то предвижу негативную реакцию большей части читателей. Ведь считалось и считается, что правильный выбор окраски способен творить чудеса. Во всех публикациях по спиннингу (особенно в рекламных) рекомендациям по подбору цветовой тональности отводится внушительная доля объема. В своей книге о ловле судака я привожу несколько примеров, которые показывают, что на цвет в гораздо большей мере обращает внимание рыболов, чем рыба, то есть выбор цвета приманки глубоко субъективен. Не буду повторяться и навязывать свое мнение. Если вам кажется, что в какой-то ситуации вы наловите, скажем, на зеленый с блестками твистер больше рыбы, чем на любой другой - ради Бога. Но обзванивать рыболовные магазины в поисках твистеров нужной расцветки я уж точно не советую.
В известной пословице цвет упоминается в связке со вкусом. Приманки из мягкого пластика отличаются от большинства других как раз тем, что имеют не только широкую цветовую гамму, но и разнообразные вкусовые добавки. И я склоняюсь к выводу, что, в отличие от цвета, правильный выбор вкусового аттрактанта способен заметно активизировать клев. Вопрос об ароматизированных приманках слишком сложен, чтобы ограничиться одним мимолетным замечанием. Наше нынешнее представление о них не намного отличается от взглядов спиннингистов середины века. В те годы отдельные пытливые экспериментаторы прикрепляли к блеснам что-то наподобие пропитанного рыбьим жиром тампона, а потом, как правило, приходили к заключению, что заметного эффекта это не дает.
Тем временем мировая рыболовная индустрия уже выпускала вкусовые аттрактанты, в том числе и те, что были рассчитаны на хищную рыбу. Позже, с появлением мягких пластиковых приманок, появилась возможность внедрять ароматизирующие вещества в структуру пластика на молекулярном уровне. По своему составу аттрактанты, хотя они и отдают большей частью все тем же банальным рыбьим жиром, могут быть весьма сложными и разнообразными. Их можно разделить на два типа - на универсальные, которые призваны улучшить клев любой рыбы, и на специальные, нацеленные на хищника совершенно конкретного вида. Последние считаются наиболее действенными. Проблема заключается в том, что с самого начала и по сей день львиная доля ароматизированных твистеров производилась и производится в США. Американские фирмы, что вполне естественно, ориентированы прежде всего на свой внутренний рынок и на своих рыб-эндемиков. Поэтому ловля, к примеру, нашего обычного окуня на твистер из набора для басса - это не самое оптимальное решение.
Подмосковный окунь, правда, не станет от такого твистера воротить нос - он даже возьмет его охотнее, чем твистер с препротивным запахом резины, однако будет лучше, если окуню вы предложите твистер с чисто окуневым ароматом. Американские компании (Mister Twister и др.) часть своих приманок выпускают в «европейском» исполнении, то есть в расчете на хищную рыбу Старого Света. Помимо всего прочего, особенностью экспортируемых в страны Европы твистеров является соответствующий подбор ароматических наполнителей в расчете на вкусы привычных нам окуня, щуки и судака. До сего времени "европейские американцы" не так часто попадали к нашим спиннингистам, и потому редко кто имеет о них реальное представление. Однако весь опыт ловли в США и Канаде на приманки с запахом, рассчитанные на хищника конкретного вида, дает веские основания полагать, что и в Европе твистеры именно этого типа будут наиболее эффективными.
Кузьмин - Джиг-спиннинг (справочник)