Ловля судака на Куйбышевском водохранилище. Часть 2

Может быть и так, что кучки рыболовов не перемещаются. Тогда можно просто отойти выше по течению - хищник зимой чаще всего медленно смещается против течения. Если все же вас неудержимо тянет в «гущу событий», не старайтесь буриться близко к наиболее удачливым рыбакам. Во-первых, это неэтично, во-вторых - бесперспективно. Судак - это не бель и не окунь, он редко стоит стеной. Рельеф дна неоднороден, есть ямки и пупки, и хищник тоже располагается неравномерно, пятнами, и всегда привязан к аномалиям рельефа. Ловля над подобной аномалией и подразумевает такое понятие, как «золотая лунка». Если ее уже нашли до вас, рядом рыбы просто не окажется. Кроме того, если опытный рыбак ловит блесной, он собирает и удерживает под своей лункой изрядное количество хищника. Пробурившись в 3-5 метрах рядом, можно не увидеть ни одной поклевки.
Учитывая все это, самым подходящим будет расстояние метров в пятнадцать. Желательно угадать с уровнем, то есть глубиной места ловли, и пробурить лунки выше или ниже по течению, чтобы попасть на ход рыбы. Если поклевок у вас нет, а все вокруг активно ловят, причин этому может быть множество. Что-то вы делаете не так или не совсем так, как надо. Уходите от толпы и ищите рыбу рядом, там, где хищник не так привередлив и насторожен из-за обилия всевозможных приманок. Есть даже поговорка в тему: «В куче клюет у того, у кого блесна круче».
Искать или ждать?
То, что ловля судака это постоянный поиск - аксиома для любого рыболова, но мои многолетние наблюдения за очень опытными рыбаками говорили об обратном и поначалу казались мне парадоксальными. Эти мастера своего дела совсем мало перемещаются по льду, нередко ограничиваются всего одним небольшим участком и одной серией лунок, и это на фоне бесконечных перемещений остальной части рыболовной братии! Найти объяснение этому я долго не мог. В силу особенностей своего характера я всегда заряжен на поиск. Но уловы мастеров были очень весомым аргументом не в пользу поиска. Я искал правильный подход, знакомился и много разговаривал с опытными рыбаками. Выискивал секреты, чтобы понять систему, алгоритм их успешной ловли. Но никакого особого секрета не оказалось.
Просто каждый из этих «фиш-гуру» знает место ловли - особенности рельефа дна и примерные точки выхода рыбы. Утром, когда активность хищника максимальна и все увлечены ловлей, ведется короткий поиск наиболее уловистой точки. Таковыми являются места, привязанные к аномалиям рельефа дна. Ближе к обеду клев значительно ослабевает и найти уловистую лунку уже намного сложнее. Рыболовы начинают много перемещаться в поисках малоактивного хищника. Судак по перволедью находится в постоянном движении, «гуляет», как выражаются старые рыболовы. Остается только ждать его подхода. На местах с аномалиями рельефа дна его концентрация в этом случае остается постоянно высокой, хотя клев носит волнообразный характер. Проблема низкой кормовой активности судака решается подбором оптимальной приманки и сменой техники ее анимации, а умение эффективно ловить именно пассивного хищника нарабатывается годами.
Когда поиск необходим
Немалая часть судака в первые же недели ловли со льда выбивается рыбаками, но площадь водоема огромна, сохраняются зоны с достаточно высокой концентрацией хищника и соответственно высокой конкуренцией за пищу. Вот их-то и надо искать. Тут уже успех приносит тактика постоянного поиска. Приоритетными являются участки с наименьшими следами ловли. На разбуренных участках льда хищник выбит и малочислен, но кормовая база остается прежней, и оставшимся особям судака для насыщения достаточно буквально получаса активности в день. Когда нет пищевой конкуренции, соблазнить его железкой очень сложно. Всех рыболовов на льду можно условно разделить на две неравные группы. Наиболее многочисленны «засадчики». Они выставляют целые батареи удочек с двумя, а то и тремя приманками на каждой и терпеливо дожидаются подхода рыбы. У них в уловах преобладает берш.
Вторая, меньшая, группа - «угонщики». Это чистые судачатники, им берш не нужен. В руках только один удильник с единственной блесной. Поговорка про волка и ноги - это про них. Можно годами рыбачить на Каме или Волге и не научиться ловить судака. Тем, кто хочет «повысить свою квалификацию», стоит учиться именно у таких мастеров, особенно технике анимации блесны. Подойдите, угостите чаем, спросите совета, предложите за разговором оценить ваш арсенал блесен, спросите, какая предпочтительна в данном месте. Но идеал - это попасть в группу поисковиков. За сезон узнаешь секретов больше, чем за десяток лет.
Искать, или, на нашем жаргоне, «копать», лучше всего коллективом в 3-5 человек, заранее обговорив обязанности каждого и схему поиска. Облавливается прежде всего коренное русло и свалы. Обследуются многочисленные примыкающие к руслу канавы и затоны. Если держится погода с устойчиво низким давлением, перспективен поиск на обширных мелководных плато и косах, примыкающих к руслу. Там в это время скапливаются гигантские стада белой рыбы. Поиск судака в таких условиях особенно трудоемок, но игра стоит свеч: именно в таких случаях уловы бывают наиболее весомыми и попадаются настоящие трофеи.
Когда рыба найдена, ловля ведется очень скрытно. За командами поисковиков зорко наблюдают сотни глаз, и стоит открыто поднять на лед трех-четырех судаков - и через полчаса вокруг вас будет рыбачить как минимум полсотни человек. Вообще, ситуация с охотниками за чужой удачей вопиющая. Большинство из них моторизованы и сознательно выбирают такой своеобразный стиль рыбалки - «охота за охотниками». Умение ловить скрытно - целое искусство, близкое к способностям Дэвида Коперфильда. Ухищрений здесь придумано множество, но это уже другая тема.
В этом году лед установился необычайно поздно, когда судак давно уже перешел на зимнее расписание. Свои коррективы в характер ловли внесет и необъяснимо высокий уровень воды в водохранилище. Тем интересней будет поиск и ловля судака в новых, не типичных условиях.
автор Игорь ГОЛИЩЕНКО