Летние капризы икшинского судака
Если много лет ловишь на одном водоеме, то привыкаешь к нему, и когда рыба начинает капризничать, то перебираться на другой очень не хочется - лучше постараться приспособиться к новым обстоятельствам. Именно это и произошло с нами нынешним летом на Икшинском водохранилище. Судак этим летом стал здесь очень капризным. Мало того что почти перестал брать на джиг - воблеры ему подавай! - так еще и время клева сместилось у него исключительно на ночные часы, да и то только на определенных точках. Когда лет пять тому назад мы начали осваивать этот водоем, то пошли по «научному пути»: разбили его на сектора и стали изучать. Вначале проходили по очередным секторам с эхолотом, определяли перспективные точки с хорошим перепадом глубин, а после этого планомерно проверяли их уже с помощью приманок. Такая практика хотя и хлопотна, но в конечном итоге вполне себя оправдывает.
На Икшинском водохранилище рельеф дна очень разнообразен. Кроме естественных неровностей в виде русловых бровок и затопленных оврагов, здесь много различных канав и ям, оставшихся после работы земснаряда. Так что судаку есть где найти себе укрытие. Хорошо проработав водоем, мы рассчитывали после этого долго ловить в свое удовольствие, не тратя время на поиски рыбы. Собственно говоря, так оно и происходило, пока пару лет назад ситуация не начала меняться. По какой-то причине судак все реже обнаруживался на своих привычных местах и все хуже ловился на джиговые приманки. Возможно, его просто стало меньше, но скорее, что-то заставило его сменить места кормежки. Некоторые предположения о том, почему это произошло и кто виноват, у нас возникли, но сначала о самой ловле.
Столкнувшись с тем, что судак все сильнее капризничает в выборе приманок, мы начали искать пути решения этой проблемы и вскоре выяснили, что лучше всего он теперь берет на воблеры, но главное - только в ночное время. По ночам судака здесь ловили и раньше, но в основном те, кто охотился за трофейными рыбами. Обычных же, среднего калибра, судачков можно было поймать и на зорях, и даже днем. Теперь же и они перешли на сугубо ночную активность. Поэтому за судаком мы теперь отправляемся в сумерках. Грузимся в лодку, зажигаем ходовые огни и обязательно надеваем спасжилеты - пьяных и просто дурных на воде хватает и ночью.
Встав на первую точку, начинаем ждать выхода судака. Заранее сказать, когда он случится, невозможно. Разница может быть до полутора часов: в один день первый выход может быть в полночь, в другой - в час, в полвторого. Начинаем осторожно прочесывать участок. Заброс за забросом, до первой поклевки или потычки. Повезет, угадал и встал на ту точку, где у судака раньше начинается выход, тогда ждать приходится недолго и скоро начинаются поклевки. Не угадал - нужно решать: или сразу менять место, или ждать, когда судак подойдет именно сюда. По-другому ловить не получается. Первые поклевки, как правило, начинаются не раньше полуночи и продолжаются до рассвета. Происходят они на глубине не более 4,5 метра. Икшинский судак очень осторожный и даже пугливый. Берет он короткими выходами: несколько поклевок - и все заканчивается, можно менять место.
Сейчас у нас в навигаторе забиты координаты более тридцати уловистых точек. В основном это различные пупки, где глубина соседствует с мелью. Точки разбросаны по всему водоему: одни рядом с берегом, другие и в 60–70 метрах. Различных возвышений дна на водохранилище много, но далеко не все они рабочие – на некоторые судак по каким-то причинам не выходит. Оптимально, чтобы перепад глубин на точке был приблизительно с 1,5–2 на 6–8 метров. Необязательно, чтобы склон был равномерным - можно несколькими ступенями, но общий перепад глубины должен быть не плавным, а достаточно крутым. Поскольку вставать приходится максимум в 30 метрах от зоны ловли и ловить на сравнительно небольшой глубине, первое условие успеха - это соблюдение полнейшей тишины. В лодке мы вдвоем, воблеры у каждого заранее разложены на кусках туристического коврика.
Естественно, нельзя ничего ронять: после любого громкого звука можно поднимать якорь и менять точку. Когда требуется обловить воблером какой-либо свал, лодку обычно ставят на мели, цепляют подходящий шэд и ведут его с глубины на мель. Если правильно подобрать модель, то можно заставить приманку двигаться буквально вдоль склона. На первый взгляд, это идеальный вариант, но с икшинским судаком он не проходит. Не один раз попробовав этот способ проводки, мы перешли к джиговой «классике» - с мели на глубину.
Ловить при этом приходится очень аккуратно. В начале проводки глубина может быть и 1,5 метра, а заглубление у приманки более четырех. Все решает скорость проводки: чувствуешь касания воблером дна -они передаются как легкие тычки, - замедляешь проводку. Задача - поймать ту скорость, при которой воблер лишь иногда задевает дно. Когда промежуток между касаниями увеличивается, это означает, что пошел свал. Здесь делаешь короткую паузу, давая воблеру немного всплыть, а затем начинаешь проводку короткими рывочками, заставляя приманку все больше заглубляться, пока она снова не станет цеплять дно. В какой-то момент касания дна опять прекращаются -это значит, что воблер вышел на свою рабочую глубину. Даже если произошло еще на свале, стоит провести приманку в том же горизонте еще несколько метров и только после этого выматывать.
Характерный рельеф дна, который чаще всего служит судаку местом стоянки и кормежки, выглядит примерно так: первая бровка находится на глубине 2-3 метра, далее идет более-менее пологий склон, а затем свал на 5-6 метров. Ловля в подобных условиях требует точного подбора воблеров. Главная трудность связана с тем, что судак даже на одном и том же месте, но в разные дни, может держаться на разной глубине. Если он стоит у верхней бровки на двух метрах, удобнее ловить воблером с заглублением 1,5-2 метра, но если судак опустился ниже и держится на четырех, то загнать туда такой воблер уже не удастся. Поэтому перед каждым из нас на коврике лежит по десятку воблеров с разной игрой и заглублением, и на каждой точке подбор приманки начинается заново. Обычная последовательность -от мелководных воблеров к более глубинным.
Размер воблеров для икшинского судака 65-90 мм максимум. Что касается конкретных моделей, то можно отметить Dino Crank SH-75 от Yo-Zuri и Pointer 65 и 78 и Bevy Shad 75 от Lucky Craft. Из моделей ZipBaits - конечно, знаменитый Orbit 80. На эти модели мы не раз ловили хороших судаков, но надо иметь в виду, что в других условиях они могут и не сработать. Расцветка воблера - вопрос спорный, но в данном случае не принципиальный. Главное - нужные заглубление и игра. Мы довольно много экспериментировали и пришли к выводу, что даже если темный воблер, обладающий хорошей игрой, перекрасить в белый цвет, рыба на него продолжает клевать, в том числе и ночью. Более-менее разобравшись с поведением икшинского судака, мы стали гадать, по какой причине он сменил свои привычные места кормежки на глубинных бровках и начал кормиться в основном по ночам. Наше предположение состоит в том, что виноват в этом сом. Гипотеза может показаться неправдоподобной, но попробуем разобраться.
Сом в Красной книге, и его ловля в Московской области запрещена. Возможно, он об этом и не знает, но поголовье сома в Подмосковье в последнее время быстро увеличивается. Об этом можно судить по количеству случайно пойманных экземпляров. По нашей оценке - конечно, очень приблизительной, за последние несколько лет сома стало больше в четыре-пять раз. Сейчас он нередко берет как на джиг на большой глубине, так и на воблеры при ловле на дорожку, причем экземпляры не самые мелкие - 5 кг и больше. В этом сезоне в нашей маленькой компании было 12 случаев обрывов и поломок удилищ из-за этой рыбы. Причем несколько раз попадались экземпляры явно за 30 кг. Бывало и так, что у сома хватало сил разгрызть воблер, так что к рыболову возвращалась только обломанная лопасть. На джиг сом попадается даже чаще, но экземпляры мельче - до 7 кг.
Так вот, очень может быть, что сом постепенно занимает лучшие судаковые места и выдавливает судака с глубины на более мелководные и, главное, неудобные для сома рельефы. Почему при этом судак переключился на ночную активность, сказать трудно. Может быть, тут дело не в соме, а в высокой человеческой нагрузке на водоем в дневное время.
автор Тимофей ЗЫКИН