Весенний голавль на малой реке. Часть 2
Голавлиная точка - такое бывает?
Есть места на реке, где голавль как бы концентрируется. В основном это некрупные рыбы. Такие места - перекаты рек, где поток воды имеет большую скорость течения. Конечно, голавль там бывает не всё время, но именно перекат - то место, где поймать голавля проще всего, если размер рыбы не имеет значения. Это так называемая очевидная точка: мы идём по реке, за поворотом река становится шире и мельче, скорость течения выше, значит, мы дошли до переката. А вот мне известны несколько неочевидных точек, на которых постоянно удается поймать крупного.
Почему они неочевидные? Потому что похожи на сотню других мест, куда бы я забросил свой воблер. Вот стоит дерево, ветки низко-низко нависают над водой. Будем мы ловить здесь? Конечно, ведь это место - характерное для голавля. Похожих мест на речке множество, в одних мы поймаем, в других нет. Где-то поймаем и второй раз, а в каком-то, ничем не выделяющемся, будем ловить каждый раз и только крупного. Чем оно отличается от тех других, я точно не знаю. Возможно, там под деревом есть что-то вроде углубления, в котором и живут «монстрики». А может быть, они туда приходят поохотиться на мышей, живущих в норе, выходящей в реку? Не удивляйтесь, голавль ест мышей, возможно, он слопает и гадюку, и лягушку. Может быть этим объясняется, что есть такие точки, где каждый раз удаётся поймать лобастого, крупнее размером, чем в среднем по реке.
На одном таком месте мы с товарищем ловим всякий раз, когда мимо него проходим. Он, как первооткрыватель этой точки, становится там и начинает «колдовать». Собственно, ловит он, сплавляя какую-нибудь плавающую реплику L-Minnow по течению прямо под дерево. А когда воблер пройдет точку «Ч», он просто некоторое время удерживает его на течении. Под это дерево нельзя забросить: большая часть кроны просто лежит на воде. Поэтому ловить удается только таким способом. Причём, что весьма интересно, выше и ниже дерева по течению не клюёт. А под деревом - каждый раз пожалуйста! Я пытаюсь вспомнить: а был ли случай, когда мой товарищ ничего не поймал под этим чудесным деревом? Кажется, не было. И размер рыбы, что возводит эту точку в ранг замечательных, ни разу не был заурядным. Мне сложно на глаз прикинуть вес, но длина рыб была от сорока до пятидесяти сантиметров.
А дергать надо?
С равномерной проводкой крэнка вроде бы всё понятно и оправданно. Голавль, особенно тот, который рыщет под ветками деревьев в поисках жука, вполне закономерно атакует нашу приманку, если его ничего не насторожило, - ведь он ожидает жертву. И для системной ловли голавля в верховье малой речки этого варианта проводки вполне может быть достаточно. Голавль отзывается на такую проводку, атакует крэнк, который имеет активную игру. Варианты с проводками, как то: паузы, редкие потяжки наряду с равномерной проводкой, забросы по течению, ловля сплавом или «апстрим» - это всё варианты, которые сами собой проявляются при ловле лобастого и имеют хоть какую-то статистику. А что можно сказать о твиче воблеров относительно голавля?
Я специально не дёргал, и статистика «влётов» голавля на твиче воблером у меня минимальная. Однако стоит того, чтобы упомянуть хотя бы один случай. Я ловил с крутого берега высотой около метра. Чуть выше от меня по течению, прямо у противоположного брега, лежала коряга. Она была старая, основательно поросла мхом и травкой. Ветки этого утопленного дерева уходили в воду где-то на метр, образуя интересное для рыбы укрытие. Естественно, я предпринял попытку поймать там в первую очередь не лобастого, а щуку. Поменял воблер на другой, который у меня заслужил себе славу «щучьего», и стал забрасывать так, чтобы воблер упал ближе к дереву, между веток. Проводка? Естественно, твич. Lacky Craft Flash Minnow - кто знает этот воблер, вспомнит, что ему присуща подчёркнуто рыскающая игра, поэтому, несмотря на размер восемь сантиметров, он вполне классно ловит щуку.
Но на первой же проводке, к моему удивлению, на него садится не щука, а голавль. Неожиданно было и то, что на чисто щучьем месте первым отреагировал на воблер голавль, а не сама щука. Но, как говорится, улов не обсуждают, это был факт - голавль съел восьмисантиметровый рывковый воблер на резкой твичинговой проводке. Вообще, редко случается, что я ловлю не твичингом, если речь идет о воблерах. Поэтому, когда я забрасываю крэнк в сторону затопленного дерева, то замечаю за собой, как в начале проводки руки сами собой делают один-два рывка. Далее включается мозг, и тогда начинается равномерная проводка, Так вот было неоднократно, что едва удается сделать первый случайный рывок после приводнения воблера у веток, как откуда ни возьмись вылетает голавль и виснет на воблере. Конечно, может быть, что голавль реагирует на всплеск. Однако полностью выключать твичинговые элементы из проводки я бы не стал.
Недалеко и точно
Воблер, как правило, небольшой, нужно забросить в какой-нибудь пятак воды между веток. При этом есть реальный риск, что во время заброса мы не заметим какую-нибудь ветку и перекинем воблер через неё. А потом как снимать-то его оттуда? Поэтому требования к забросу на малой речке, в условиях даже средней закрытости береговыми зарослями, вполне ясны: он должен быть точен и бесшумен. Разумеется, ни о каких забросах из-за спины речи быть не может. И тут техника короткого питчингового заброса становится просто необходимой. Разбираться в истории, как он выполняется в оригинале с мультипликаторной снастью, не будем. Ограничимся его практическим соответствием нашим условиям: берег малой речки, закрытый береговыми кустами вперемежку с деревьями, И снасть у нас не мультовая, а самая обычная - «мясорубочная».
Ловля голавля на воблер сама по себе очень изящна, а помноженная на «заграничный» заброс, становится вообще уж чем-то невообразимым. Необходимо не только пролезть через кусты к берегу, просунуть вперёд спиннинг и сделать точный заброс куда надо. Но потребуется определенная практика, чтобы он стал получаться. В теории это выглядит так: делаем свис лески с приманкой примерно в две трети от длины спиннинга, В оригинале надо бы взять приманку в руку и отвести назад на уровне пояса. Но мы этого делать не будем, уж слишком высока вероятность травмы об острые крючки. Вместо этого чуть-чуть согнём локоть в суставе, выставим вперед спиннинг, и его кончик будет указывать туда, куда мы намереваемся попасть приманкой. Слегка взмахнем кончиком спиннинга, чтобы приманка отклонилась в нашу сторону, а затем плавно выпрямляем руку в суставе и кисти, подаём спиннинг вперед. Приманка должна описать нижний полукруг и полететь. Понятно, что сразу далеко она не полетит, не та сила заброса. Но если всё делать правильно, то через некоторое количество упражнений дальность заброса увеличится, а сам он станет более точным.
У меня получается кидать более или менее точно на расстояние восемь-десять метров. А больше на малой речке и не нужно, там всё рядом. Ещё есть момент - торможение приманки перед падением в воду. Я делаю это указательным пальцем правой руки, притормаживая им нитку о бортик шпули. К тому же если во время заброса станет очевидным, что приманка летит чересчур далеко и есть шанс залепить ею в кусты противоположного берега, то умение притормаживать очень пригодится. Достаточно просто слегка прижать слетающую нитку к бортику, и скорость полёта резко упадёт -таким образом можно положить приманку точно и бесшумно. Она не отскочит на натянутом шнуре и не плюхнется с размаху в воду, как если бы просто зажали шпулю левой рукой.
Вместо резюме
Голавль - рыба достаточно сильная. И вертится на крючке не хуже, чем щука. Поэтому хотелось бы предостеречь от использования неоправданно тонких ниток и ультралёгких снастей. Возможно, на отрытом перекате есть хоть какая-то возможность «дать рыбе погулять». Но в закрыть!х условиях в большинстве мест на малой речке это «гуляние» добром не кончится. Голавль шмыгнёт в коряги, и был таков. Радикальный ультралайтовый спиннинг тут же выключится даже на заурядного размера рыбке. Да и нет реальных предпосылок его использовать: большинство голавлиных воблеров - весом в 3-5 и более граммов, а это уже давно не ультралайт. Подойдет вполне лёгкий спиннинг с тестом до 12-15 г и запасом мощности до 6-8 lb. Что касается нитки, то меньше, чем 6 lb, я бы использовать не стал. Иногда под водой не удаётся «прочитать» корягу, а воблер при проводке цепляется за ветки и подводный мусор. И тут шансы на отцепление воблера посредством разгибания крючков прямо пропорциональны запасу прочности вашей нитки. Да к тому же часто ловить приходится с высокого берега, а спуститься либо нет возможности, либо просто проблематично. Тогда клюнувшую рыбу можно без особых проблем поднять за нитку.
И последнее. Недавно я попал под влияние нового движения в рыбалке. Называется оно «catch& take а picture». Фотокамера стала постоянным спутником на рыбалке, без неё никогда не выезжаю, даже на двухчасовую рыбалку. Поймав рыбу, я её фотографирую и отпускаю. Ситуация с количеством рыбы в малых реках не становится лучше. Её постепенно съедают жители местных деревень, что находятся на берегах реки. Если к изъятию рыбы присоединятся ещё и городские жители, то это ещё больше усугубит ситуацию. Просто попробуйте «catch & take а picture» - сфотографируйте и отпустите!