Джиговое удилище: характеристики и фирмы


Джиговое удилище: характеристики и фирмыДля джиговой ловли необходимо удилище из высокомодульного графита быстрого, а лучше сверхбыстрого строя. Многие спиннингисты считают это незыблемым правилом. Однако опыт показывает, что данные требования к характеристикам удилища не являются абсолютно обязательными для джига. Попробуем разобраться. Мода на использование сверхбыстрых удилищ для джиговой ловли пошла, пожалуй, после появления на нашем рынке удилищ американской фирмы Lamiglas. Надо отметить, что они, как и большинство «американцев», исходно предназначены в основном для твитчинга, то есть варианта рывковой проводки, а совсем не для джиговой ловли. Специальных джиговых, в нашем понимании, удилищ не производит ни одна серьезная фирма, возможно за одним малоизвестным исключением, о котором скажем чуть ниже.


Но на тот момент «ламики» оказались лучшими удилищами для джига. Изготовленные из очень хорошего, опять-таки на тот момент, графита, со сверхбыстрым строем, они обладали высокой чувствительностью и хорошо работали на подсечке. Но со временем выяснилось, что такие удилища наряду с достоинствами обладают и недостатками. Одним из главных достоинств сверхбыстрых удилищ, работающих только вершинкой, считалось то, что они не проваливаются ни при отрыве приманки на ступеньке, ни при подсечке. И это действительно так. Представление о том, что сверхбыстрые удилища уступают в дальнобойности моделям со средним и даже медленным строем, со временем отвергли. Выяснилось, что при определенном навыке даже сверхбыстрое удилище можно в момент заброса загрузить до самой рукояти, и в этом случае оно по дальнобойности превосходит все другие типы. Кроме того, быстрым спиннингом удобнее «пробивать» ветер: он в меньшей степени влияет на дальность и точность заброса по сравнению с забросом более медленным удилищем. Быстрым спиннингом легче сдернуть приманку с коряги или выдернуть из камней.

Это достоинства. Но у быстрых и особенно сверхбыстрых удилищ есть и недостатки. Прежде всего, с ними возникают сложности при вываживании крупной рыбы, особенно на короткой дистанции, поскольку удилище грузится неравномерно. Ловят, как правило, с плетенкой, которая совершенно не амортизирует, а удилище -только на 20-25 процентов по сравнению с медленным. Плохая амортизация увеличивает количество сходов на короткой дистанции. Это на вываживании. Но и на подсечке крючки часто рвут губы, особенно у рыб с «сухой» пастью. В итоге эффект от высокой чувствительности и мгновенной подсечки сверхбыстрых удилищ нередко не только теряется, но и приносит отрицательный результат.

Все не просто и в вопросе модульности графита. Здесь выбор зависит от того, какие цели преследует спиннингист. Если он хочет чувствовать «на ощупь» все особенности дна и самые нежные поклевки, то нужен самый звонкий и тонкостенный графит. Однако надо помнить: никаких объективных критериев, характеризующих материал удилищ, не существует. Все марки графита, которыми маркируют удилища производители, очень условны. Они в какой - то мере позволяют сравнивать материал разных удилищ одной фирмы, но не разных. Думаю, вряд ли даже специалист сможет толково объяснить различия между материалами XMG50 от Lamiglas, SCIV от St.Croix и XT300 от Shimano. Рядовой рыболов не сможет этот сделать тем более.

Когда говорят о самых звонких удилищах, то в качестве примера часто приводят удилища серии Titanium фирмы Lamiglas. На какой-то момент, возможно, они и были «самыми», но сейчас японские удилища делают из графита более высокого качества, чем тот, что идет на американские. И по мнению многих спиннингистов, спиннинги, скажем, Esperado от Daiko значительно звонче, чем Titanium Lamiglas, несмотря на титановый резонатор последнего. Говоря о спиннингах большинства американских фирм, надо отметить, что у них представлены два основных направления - лососевое и твитчинговое. Более половины всех спиннингов G.Loomis - лососевые. Есть и короткие твитчинговые удилиша, в основном одночастные, но они очень мало представлены на нашем рынке. Из спиннингов G.Loomis, по моему мнению, для джиговой ловли подходят только две модели из серии STR - с тестом до 28 и 35 г, изготовленные из материала GL2. Они далеко не самые звонкие, но вполне приемлемые.

Удилища Lamiglas в целом рассчитаны на лососевую ловлю, за исключением, пожалуй, серии Certified Pro, изначально твитчинговой. Даже модель X10MTS с тестом до 17,5 г, очень популярная у наших любителей джига, исходно предназначена для твитчинга. В спиннинговой программе St.Croix выделяется серия Avid. Модельный ряд данной серии включает как медленные вертушечно-воблерные удилища, так и твичинговые. К наиболее подходящим для джига можно отнести две модели - AS 86MHF2 и AS90MHF2, обе с тестом 10-35 г. Принципиальной разницы между ними нет, но 9-футовая, более длинная, кидает заметно дальше. Серия Wild River - откровенно медленные удилища и практически не подходят для джига. А вот спиннинги серии Premier имеют своих приверженцев. Это в основном короткие, до 256 см, жесткие удилища с быстрым строем. Американцы их используют при ловле среди растительности, чтобы продирать приманку, а у нас - для джига с лодки.

Вообще, удилища быстрого и сверхбыстрого строя совсем не гарантируют успех в джиговой ловле. Как показала практика, удилище, из какого бы графита оно не было сделано, не фиксирует до 40% поклевок. Пропускаются поклевки, когда рыба берет вдогон: леска провисает и на удилище поклевка не передается. То же происходит и при поклевках на фазе падения приманки. Так что, по-моему, совсем необязательно использовать в джиговой ловле сверхмодульный графит, тем более что сделанные из него удилища не терпят перегрузок. Правда, на «американцах» весовой тест можно немного, в разумных пределах, завышать. Дело в том, что в материале этих удилищ много связующего материала, а вот новые японские удилища из «сухого» графита перегруз очень не любят. Причем возможны неприятные последствия, которые проявятся не сразу.

В целом, среди продукции американских фирм, выпускающих спиннинговые удилища, в последнее время особого прогресса не заметно. Практически не меняются ни концепция изделий, ни материалы, во всяком случае новинок на наш рынок не поступает. Видимо, фирмам-производителям хватает внутреннего рынка: консервативные американцы готовы покупать традиционные удилища. Производитель делает ставку на свое имя, на бренд, на эстетику, не заботясь о расширении круга потенциальных покупателей, о разработке удилищ для новых видов ловли.

автор Роман БУТУЗОВ

 
Рейтинг@Mail.ru