Катушка - одна и надолго


Катушка - одна и надолгоВсе мы живем стереотипами, покупаем «правильную» еду, «правильные» книги, машины. Потребляем то, что принято и популярно - так проще. Не миновала эта участь и товары для рыбалки. Ловить «правильными» снастями - признак хорошего тона. Даже на берегу речки сосед оценивается, скорее по правильному бренду в руках и одежде, а не по качеству улова. Увы, но это так. Вот с этой точки зрения и хочется поговорить о безынерционных катушках, в народе называемых «мясорубками», или просто «катухами».

Что действительно важно?

С началом спиннингового сезона большинство из нас уже достало любимые снасти. Все критически и любовно осмотрено, протерто, прокручено. Многие задумываются прикупить к лету что-то новое, а кто-то мечтает купить свою первую, настоящую джиговую катушку. В среде спиннингистов наибольшим «респектом» пользуются дорогие бренды или модели с максимальным количеством «шаров». Сами названия в душе спиннингиста звучат как волшебная музыка: «Ультегра», «Супер», «Твинпауэр», «Торнамент», «Стелла»... На покупку желанного и дорого брендового «механизма» долго откладывается денежка, мучает выбор: «Шимано» или «Дайва»? Многие, конечно, не морочат себе голову и берут то, что попроще и по карману. Но и среди этой категории рыбаков я не встречал ни одного, равнодушно держащего в руках пусть и чужой, но добротный и желанный «механизм».

Из чего же складывается рыночный успех любого известного катушечного бренда? Очень прилично делать катушки научились все - конкуренция за наши рубли и души жесточайшая. Первое и главное - это надежность, долговечность и безупречное качество намотки «нитки». За это мы и платим. Но часто срабатывает другое - стереотип, реклама: подшипники «ARB» и их число вообще, усиленный металлический корпус, пресловутая «черная пара», сверхдальность заброса, сверхтонкость настройки тормоза, сверхплавность хода, улучшенные, усиленные и так далее по тексту рекламы (и по нашим ушам). Жалко, что рыба всего этого не знает!

Для успешной и комфортной рыбалки нужны только две первые составляющие -надежность работы и безупречное качество намотки. Тогда при чем здесь пресловутые подшипники «ARB», шарики которых покрыты керамикой? В отличие от тех же японцев мы не рыбачим в соленой воде, за многие годы я не видел ни одного убитого или закисшего главного или опорного подшипника (если, конечно, катушка не перезимовала подо льдом). Тогда зачем платить за пресловутые «вечные» подшипники? Так же мне трудно понять, как три подшипника «ARB» могут заменить шесть обычных.

Где покупать?

Прилавки магазинов пестрят десятками и даже сотнями разных моделей на любой вкус, а нужна ОДНА, ХОРОШАЯ и НАДОЛГО. Начнем с вопроса: где покупать? Хочется предостеречь от покупки катушки на прилавках многочисленных рыболовных рынков и ларьков. Со слов одного моего знакомого, хозяина такого ларька, катушки они получают из Китая в больших коробках чуть ли не на вес. Отдельно прилагаются плоско сложенные картонные упаковки. Ни о каком качестве и надежности речи идти не может, а дешевая модель под маркой известного бренда наверняка окажется китайской подделкой. Покупка катушки с рук имеет смысл, только если вы хорошо знакомы с продавцом. Слишком вероятно, что в катушке имеются скрытые дефекты, о которых скромно умолчат при продаже. Недавно мне довелось «лечить» «Шимано Ультегру», купленную с рук. «Чистая Япония!» - со слов хозяина. После сезона умеренной эксплуатации появилось биение и изрядный люфт штока шпули.

Причиной этого являлся дефект ручки: стальной шток привода главой шестерни был запрессован в силумин ручки с перекосом. Дефект не позволял равномерно затянуть главную пару, а ударные нагрузки во время эксплуатации вызвали прогрессирующий люфт штока шпули. И это «Ультегра» от «Шимано»?! Лучше всего сделать выбор в пользу пусть небольшого, но с хорошей репутацией магазина - люди вложили деньги и дорожат каждым клиентом. При покупке имеет смысл попросить продавца принести сразу две-три катушки приглянувшейся вам модели. Внимательно покрутите, послушайте, проверьте люфт штока шпули. Поверьте, даже модели известного производителя будут немного отличаться друг от друга. Если нужная вам катушка последняя, с витрины - лучше воздержаться от ее покупки.

«Шары» - вопрос тонкий

Что нужно для того, чтобы катушка достойно и долго служила? Количество и качество шарикоподшипников - наиболее веский аргумент продавца магазина: «Потому и дорого, что много». Оно и верно. Подшипников много в любой катушке: более десятка даже в самой простецкой. Только все они - суть подшипники скольжения. Наиболее нагруженные и ответственные узлы в кинематической схеме усилены шарикоподшипниками. Для надежной и комфортной работы катушки необходимо как минимум три шарикоподшипника. Если же их пять - это вообще замечательно. Надпись «8+1» или «10+1» - по сути, рекламный ход. Внимательно изучите схему механизма, прилагаемую к катушке на отдельной бумажке. В лучшем случае вы насчитаете пять шарикоподшипников, если, конечно, это не «Стела» или «Торнамент» по цене в тысячу условных единиц.

Роликовый подшипник всегда указывается как «+1» в числе других, но на самом деле речь идет о другом. Это обгонная муфта или мгновенный стопор обратного хода - деталь необходимая и очень важная, но к настоящему роликовому подшипнику не имеет никакого отношения. Качество шарикоподшипников - разговор отдельный. Подшипники ARB или из нержавеющей стали - удовольствие дорогое. Обычные шарикоподшипники с достаточным количеством смазки работают в корейских и китайских катушках годами. Катушка - не электродвигатель, скорость вращения у нее в десятки раз ниже.

Катушка для джига

Как же должна выглядеть настоящая джиговая катушка? Компромиссов здесь нет: то, что хорошо для лески, мало подходит для плетенки. Работа с ней подразумевает и изрядный вес приманки, и постоянные ударные нагрузки при анимации, подсечке, вываживании. Нерастяжимая нитка передает их на механизм в полном объеме. Кроме того, качество укладки на шпулю тонкой и мягкой плетенки должно быть идеальным, так как распутать «бороду» на рыбалке практически нереально. Катушку для плетенки прежде всего выдает шпуля. Она имеет прямой полированный передний бортик, обычно упрочненный напылением нитрида титана. Ролик лесоукладывателя тоже упрочнен и имеет характерный желтый цвет. Глубина шпули невелика. Нитка обычно используется не толще 0,19 мм, а наматывать ее 300-400 метров лишено смысла.

Передаточное число механизма редко превышает значение 1:5. Более скоростные катушки работают с леской и нужны на болонке или фидере. Дужка и узел ролика лесоукладывателя сделаны очень прочно и надежно. Подшипник ролика - самый нагруженный элемент всего механизма. Ему первому достаются ударные нагрузки и вся абразивная грязь с нитки. Хороший шарикоподшипник в этом узле - залог длительной и надежной работы всего механизма. Дужка лесоукладывателя обязательно должна надежно фиксироваться в открытом положении. Свободный ее ход и самосброс обязательно приведут к отстрелу приманки.

Традиционный вопрос о фрикционном тормозе: передний или задний? Чаще всего он решается спиннингистами в пользу первого варианта. Большой разницы, конечно, нет. Просто передний тормоз позволяет использовать фрикционные шайбы большего диаметра, что делает его надежней. К тому же механизм становится компактней и значительно упрощается его устройство. Для ровной намотки нитки на шпулю в катушке имеется механизм, обеспечивающий возвратно-поступательное ее движение. Это может быть кулиса (этакое зубчатое колесо с пазом сложной формы) или бесконечный винт. Наличие в катушке «бесконечника» - также весомый аргумент в арсенале продавцов. Катушки с бесконечным винтом, как правило, стоят дороже.

Механизм с кулисой мотает нитку ничуть не хуже. Дело в другом. Бесконечный винт в отличие от кулисы имеет две точки опоры, и порой одна из них усилена шарикоподшипником. Вся конструкция проще и компактней. Она намного лучше противостоит динамическим нагрузкам и делает весь механизм значительно надежней.

автор Игорь ГОЛИЩЕНКО

 
Рейтинг@Mail.ru