Как продлить жизнь любимой катушке


Как продлить жизнь любимой катушкеВажный для многих спиннингистов вопрос - обслуживание катушки. Как любую технику, катушку надо смазывать, а значит, и разбирать. Инструкции по эксплуатации от «Шимано» и «Дайва» категорически не советуют это делать самостоятельно. Доверяется это только авторизованному сервису, задорого. Можно, конечно, и у знакомого специалиста за меньшую денежку, но можно и самому. Процесс, поверьте, нехитрый и интересный. Устроена любая катушка ну не сложнее советского будильника «Слава», и времени это займет менее часа. Спиннингисты-зимники порой делают это даже на рыбалке. Как говорил один мой старый знакомый, что придумал японский инженер - починит русский тракторист. Из инструментов достаточно пары-тройки отверток и пассатижи. Исключение составляют немецкие «Кормораны», у которых винты имеют шлиц в виде шестигранника на 2 мм.


Когда и зачем?

Для начала давайте определимся, когда катушка требует разборки и обслуживания. Новая катушка при аккуратном обращении не нуждается в обслуживании как минимум 2-3 сезона. Но само понятие «сезон» очень растяжимое. Каждый ловит по-своему, различным весом приманок и на разном течении. Недельную рыбалку на Ахтубе с ее глубиной и течением и вездесущим мельчайшим песком смело можно приравнять к сезону летней ловли в режиме выходного дня на малых реках или озере. Лично я разбираю свои катушки раз в год, весной - осенью до этого не доходят руки. Обязательной разборки требует катушка попавшая в воду. Почему? 15-20 секунд хватает, чтобы вода проникла в обгонную муфту и по штоку шпули внутрь механизма. В речной воде всегда содержатся абразивные микрочастицы, а сама вода, смешавшись со смазкой образует эмульсию, и износ «главной пары» многократно ускоряется.

В случае падения катушки в песок или грязь ее достаточно промыть чистой проточной водой и просушить. Если после этого при работе появятся посторонние звуки - шорох, писк, скрип - разборки не избежать. Внутри механизма заложена густая (консистентная) смазка, которая всегда должна находиться в узлах трения. Она состоит из минеральной основы и множества присадок - антикоррозионных, антифрикционных, загущающих и т.д. Срок их «жизни» ограничивается эксплуатационными нагрузками. Кроме того, в смазке накапливаются мельчайшие продукты износа, она темнеет - значит, пора ее менять.

За неимением гербовой

Многие катушки от «Шимано» имеют в корпусе отверстие для смазки и тюбик жидкого масла в придачу в коробке. Производитель рекомендует добавлять в это отверстие одну, только одну, каплю один раз в две рыбалки. Наш потребитель сего заморского продукта чаще всего руководствуется принципом «кашу маслом не испортишь». Вот и течет жидкое масло из всех отверстий механизма, темное от следов износа главной пары, на зубьях которой смазка должна быть только густой. Другие производители выпускают катушки без оного отверстия. На срок службы это не влияет. Жидкая смазка у «Шимано» нужна прежде всего подшипникам ARB - они открытого типа и нуждаются именно в одной капле жидкой смазки. Такая смазка нужна и подшипнику ролика лесоукладывателя всех катушек.

А как поступать тем, у кого нет заветного фирменного тюбика? Ведь настоящая, «брендовая», смазка довольно дорога и не всегда доступна жителям глубинки. Жидкую смазку можно заменить маслом для швейных машин, а консистентную – автомобильным литолом. Я много лет пользовался содержащей графит консистентной автомобильной смазкой «Шрус супер 4 МЛ». Она не мерзнет при минусовых температурах, стоит 30 рублей и продается очень широко. Периодически я пользуюсь ею до сих пор, ни разу не подводила. Покупать же «фирменную» смазку в ларьках и на рыболовных рынках не рекомендую, так как это стопроцентный китайский контрафакт.

Удалять старую смазку из механизма катушки можно бензином для зажигалок. Процесс это хлопотный, так как требует полного разбора всех деталей. Я много лет пользуюсь для этого все той же автохимией. На любом авторынке или магазине продается жидкость для промывки карбюратора в аэрозольном баллоне. Стоит 100-150 рублей, хватает его на обработку полутора-двух десятков катушек. Подойдет также аэрозоль для запуска двигателя в мороз Quick Start. Процедура очень проста. Снимается только крышка и ведущая шестерня (самое большое «колесо» в механизме). Внутрь механизма распыляется небольшое количество аэрозоля. Он удаляет всю старую смазку и улетучивается сам, оставляя детали в первозданном виде. Лакокрасочному покрытию корпуса он не вредит. Остается только нанести новую смазку.

Дайте ей ремонт!

Детального описания всех этапов разборки катушки приводить не буду, об этом и так много написано. Остановлюсь лишь на отдельных моментах.

1. Узел ролика лесоукладывателя -самое уязвимое место любой катушки. Именно на него падают все ударные нагрузки при анимации приманки, подсечке и вываживании. Этому способствует и практически нерастяжимая нитка. Ролику достается и самое большое количество абразивной грязи из воды и с поверхности водоема. Особенно актуально это в период цветения воды. Если вы желаете иметь исправную катушку, то разбирать, промывать и смазывать узел ролика придется 2-3 раза за сезон. Процедура минутная, но если ею пренебречь, подшипник кончится за одно лето. Найти новый такого размера очень непросто, а подклинивающий ролик будет «съедать» плетенку на глазах. Обслуживание несложное: открутили винт, разобрали (ролик, обойма, подшипник и пара шайб), промыли, 2-3 капли масла - и собираем в обратном порядке.

2. Механизм обгонной муфты разбираем только в случае крайней необходимости. Собрать его обратно сложно, и это требует навыка. При загрязнении этого узла лучше просто промыть его аэрозолем. Со смазкой нельзя слишком усердствовать: механизм сразу перестанет работать и придется промывать заново.

3. Фрикционный тормоз боится воды, чаще всего отказывает при залипании дисков. Если его затянули насмерть и оставили так зимовать. Лечится все просто. Фрикцион состоит из набора металлических (обычно их три) и мягких - фетр, стеклопластик или графит - шайб. Мягкие шайбы пропитаны маслом, его недостаток и приводит к залипанию. Избыток тоже вреден. Шайбы разъединяем, протираем насухо, наносим жидкую смазку, даем пропитаться и удаляем излишек газетной бумагой. Собираем все в обратном порядке. Готово.

4. Гайка крепления ротора у некоторых моделей катушек имеет «левую» резьбу, не переусердствуйте при отвинчивании.

5. В процессе эксплуатации на главной паре шестерен появляется «накат» - признак взаимного износа и притирки их друг к другу. После переборки они должны снова совпасть. Для этого рекомендуется, не снимая ведущую шестерню, сделать на ней отметку соответствующую одному из шлицов на ведомой шестерне.

6. Перестановка ручки катушки под правую руку значительно сокращает срок ее службы, так как у большинства моделей на ведущей шестерне стоит всего один опорный шарикоподшипник. Он установлен со стороны левой руки, справа - простая пластиковая втулка. Если подшипников два -проблем нет.

7. Никогда не затягивайте винт крепления ручки со всей силы. Иначе, вы чрезмерно зажимаете главную пару, ускоряя ее износ.

8. Если катушка изрядно потрудилась, появились люфты ручки и штока шпули, посторонние звуки при работе - не отчаивайтесь. Все можно исправить. Люфт в любом узле устраняется шайбами. Шайба изготавливается по месту из материала пластиковой бутылки. Сначала металлическим предметом необходимого диаметра и нагретым на огне прожигаем внутреннее отверстие. Далее ножницами и надфилем вырезаем наружный радиус. На наждачной бумаге добиваемся необходимой толщины. Убрав люфты, мы выигрываем в комфорте - «как новая!» - и устраняем причину ударных нагрузок внутри механизма.

9. Если при вращении присутствует характерный рокот, значит, очень велик износ зубьев шестерен главной пары. Ситуация поправима. Большим плоским напильником с мелкой насечкой пройдемся по верхушкам зубьев ведущей шестерни. Уменьшить их высоту надо максимум на треть миллиметра. Под опорный подшипник шестерни подкладываем шайбу. Собираем катушку. Этим мы увеличиваем пятно контакта зубьев. Через 2-3 рыбалки главная пара прикатается. Этим можно продлить жизнь катушке на пару сезонов.

10. Закисший подшипник можно вылечить, «сварив» его в масле. В столовую ложку кладем небольшое количество консистентной смазки и «больной» подшипник. Нагреваем на огне - лучше всего использовать свечу. Кипящее масло вытесняет грязь, продукты износа и старую смазку даже из подшипника закрытого типа.

Вот, пожалуй, и все советы. Возьмите старую свою катуху и, как говорил бессмертный персонаж Ильфа и Петрова Адам Козлевич, «дайте ей ремонт». Приобретете первый опыт и ни с чем не сравнимое чувство самоуважения. Ну а восстановленный механизм вам еще хорошо послужит.

автор Игорь ГОЛИЩЕНКО

 
Рейтинг@Mail.ru