С безмотылкой по первому льду

Можно даже сказать, что первые несколько недель после ледостава - это время самого активного клева леща за весь зимний период. Такой уровень активности наблюдается разве что по последнему льду, когда талая вода начинает идти в лунки уже в первой половине дня. В начале зимы лещ на большинстве водохранилищ предпочитает держаться на свалах и у краев глубоководных поливов. Искать стаю леща лучше всего вдвоем. Рыболовы находят границы русла и движутся параллельно друг другу, оставляя за собой готовые лунки в шахматном порядке. Таким образом пробиваются оба свала и, конечно, особенно тщательно проверяются места, постоянно привлекающие рыбу: повороты и сужения русла, приямки и пологие свалы в глубину.
Небольшая толщина льда радикально облегчает поиски. Просверлить от полусотни и более лунок в день без особых усилий может даже самый завзятый лентяй. К тому же шум от сверления непродолжительный и не слишком пугает рыбу, а рыболовы еще очень осторожны и не бросаются к удачливому соседу с коловоротами наперевес. Ловля на чертики и другие безмотылки - очень активная рыбалка, и скучать, как правило, некогда. Пять-семь проводок в разном темпе - и можно переходить на следующую лунку. Если рыба активна, то поклевки следуют на первой-третьей проводке.
При ловле по первому льду ни в коем случае не стоит зацикливаться только на придонном слое. Обязательно надо периодически делать несколько подъемов с игрой буквально под нижней стороной льда. Зачастую голодная рыба поднимается достаточно высоко над дном и берет там приманки гораздо активнее. Это в первую очередь касается водоемов с устойчивым течением или мест с высоким коряжником. Нередко при глубине 6-8 метров лещ не опускается ниже 4 метров. Кроме того, при ловле в толще воды повышается вероятность поклевки судака и окуня, что может внести приятное разнообразие в лещовую охоту. Иной раз бывает, что о лещах на время и вовсе забываешь, полностью переключившись на окуневую рыбалку вполводы. Особенно когда повезет попасть на выход крупного окуня, который большой стаей выдавливает малька под самый лед.
Чаще всего по первому льду я не беру с собой ящик -только удочки, бур и санки-корыто. Ловить стоя гораздо продуктивнее - так удобнее пробивать разные по глубине горизонты. Правда, в ветер на длинном дрожащем при порывах кивке трудно заметить осторожную поклевку, но выход из этой проблемы я нашел быстро: перешел на короткий сторожок в сочетании с крупным, до 2 см в длину, чертиком. Леска достаточно толстая - 0,16-0,18 мм. Она не только позволяет некоторые вольности при вываживании крупной рыбы, но и спасает приманки от нередких встреч с корягами. Если делать чертиков на лайтовых овнерах, то приманок на корягах остается минимум. Впрочем, если на такую приманку возьмет судак, то шансов, что при подсечке или вываживании ему удастся разогнуть крючок и сойти, довольно много.
Еще один плюс ловли леща в перволедье - это диаметр ледобура. Если по толстому льду приходится использовать коловорот не более 120 мм, дабы не «умереть на десятой лунке», то по тонкому диаметр 130 мм и больше абсолютно не напрягает. А широкая лунка позволяет и леща без осложнений завести, и работать приманкой в ней проще, особенно с тандемом из двух чертей. Последнее, кстати, очень важно. Самые крупные из пойманных мною по перволедью лещей предпочитали более крупную приманку в тандеме, которая находилась внизу. Соответственно, риск зацепить верхнего черта за край лунки при вываживании очень реален, и чем больше лунка, тем легче этого избежать.
И один совет в заключение.
Если в вашей компании есть заядлый любитель по-блеснить, обязательно возьмите его с собой. Просто грех оставлять за собой десятки не обловленных блесной и балансиром лунок. Как правило, улов блеснильщика меньше по хвостам, зато почти всегда превосходит по качеству. Кстати сказать, крупный лещ иногда не пропускает возможности отведать и балансир, причем далеко не скромного размера: 7-9 см заглатывает на паузе почти до половины. Не скажу, что так бывает сплошь и рядом, но на одной из рыбалок в прошлом сезоне я был свидетелем поимки на балансир с десяток лещей до килограмма. Причем заглатывали они приманку так, что приходилось повозиться, чтобы отцепить «мирного тихоню».
автор Александр ФРОЛОВ