Забайкальская бомбарда на реке Чита

Нечасто такое бывает: еще и к месту не успел привыкнуть, а тут с первого заброса, практически без проводки, крупный скатный хариус. Верхового хариуса отличаешь от местного сразу. Во-первых, по поклевке: уже видно, что рыба непуганая, с крючками дела не имела. Хватает жадно, наплав топит на три корпуса. Ну и конечно, размер и внешний вид рыбы говорит о том, что все лето она жировала километрах эдак в двухстах выше по течению реки Читы, куда можно добраться только вертолетом. Спина хариуса и бока почти черные, неизменное малиновое пятно, две оранжевые полосы на брюхе и россыпь бирюзовых пятен по всему телу. Вот отличительные черты скатной рыбы.
Место, где я ловил рыбу, имеет название Подволок. Небольшая боковушка впадает в Читинку с правого берега. Речушка эта и называется Подволок - вероятно, по названию небольшого хуторка, расположенного километрах в трех от устья. Приток этот поджимает перекат Читинки, две речки, слившись, образуют одну струю, переходящую в длинный плес с выходом на шиверу. Одним словом, рыба просто не может здесь не стоять. Есть здесь все условия для отдыха и кормления. В подтверждение моих размышлений - игра хариуса в конце струи и первая результативная поклевка. Наплав второй раз летит в начало плеса, падает в воду, издает шлепок. Шарик поплавка покачивается на течении и в следующий момент ныряет под воду. Наплав не проплыл и трех метров, как приманка была атакована очередным хариусом. Дальше все шло как по нотам. Заброс, короткая проводка, поклевка, подсечка, пируэты рыбы в воде - садок. Заброс, короткая проводка... ну и так далее.
Так продолжалось минут тридцать. Клев ослабел, но рыба продолжала время от времени выдавать свое присутствие. Вообще, такое поведение совершенно нормальное для хариуса. На одну обманку, если, конечно, это не точная копия ручейника или поденки, удается выловить пять, от силы семь рыб. Даже если в месте лова еще есть рыба - а она, как показывает практика, есть, - клев все равно ослабевает и нередко сходит совсем на нет. Выходов из этой ситуации два: менять обманку или место ловли. Я выбрал первое. Оранжевая «классика» и комбинированная обманка отправились в мою коробочку для мушек, а на свет появилась зеленоватая. Если быть более точным - табачного цвета с красным хохолком у изгиба крючка. Ее-то я и смонтировал в настрой.
Есть у нас в Чите непревзойденный мастер вязания мушек Александр ВЕРЕС. Знают его читинские рыбаки под псевдонимом Борода. У него-то я и подсмотрел эту мормуху. Все мне в ней понравилось, кроме ярко-красного хохолка, который вяжется у самого изгиба крючка. Мне показалось, что с этим хохолком похожа она чем-то на попугайчика. Но в целом обманка была выполнена мастерски, и я не задумываясь купил ее у Бороды. Долго она лежала у меня в коробочке невостребованной. Но как-то раз на рыбалке -кстати, тоже на реке Чите - я ради эксперимента ее поставил. Свой арсенал я уже к тому времени весь перепробовал, рыба брала, что называется, через пень-колоду, то есть скверно. Поставил я эту зеленую обманку с красным хохолком и через десять минут понял, что сильно недооценивал ее качества. Обманку отлично брали и хариусы, и ленки. А красная, напитавшая воду шерсть хохолка смотрелась как капелька крови. Может, этот хохолок и пробуждал у рыбы аппетит?
Приехав домой, я тщательно изучил приманку под лупой и связал несколько ее копий, причем разных оттенков зеленого. От темного до светло-табачного. Главная изюминка обманки - красный хохолок. Как показала практика, он должен быть обязательно исполнен из шерстяной нитки. Простая нить не дает такого эффекта. Шерсть же чуть разбухает в воде, ее микроскопические ворсинки начинают топорщиться в разные стороны, и возникает трудно передаваемый словами эффект глубины и объема. Я пробовал вязать и без хохолка. Работает такая «кастрированная» обманка, но гораздо хуже оригинала. Итак, попив чайку и переоборудовав настрой, иду опять к берегу. Интересная все-таки рыба хариус. Клев возобновился с такой силой, как будто я и не рыбачил на этом месте. А ведь добрый десяток мною уже был здесь выловлен.
Через некоторое время к хариусу присоединился ленок. То есть хариус брать перестал, зато его место в середине струи занял ленок. Берег был обрывистый, и мне приходилось выводить и подволакивать рыбу к самому урезу воды. Затем пристраивать удилище в кусте ивняка, спрыгивать в воду, доставать пойманную рыбу и возвращаться обратно на берег. Ленки заставили меня проделать эти манипуляции трижды. Четвертый, которого я вывел под берег, отцепился, и пока я слезал вниз, рыба развернулась и ушла. Но я на нее не в обиде. Впереди заморозки, которые обещают в ближайшее время синоптики, а вместе с ними начнется скат с верховьев забайкальских рек самой крупной рыбы.
автор Сергей МИРТОВ