Маленький секрет?

Но чуда не произошло ни в первый, ни во второй день рыбалки. Только обжигающее слепящее солнце и редкие вялые поклевки мелкой бели. Сменили бойлы 20-го калибра на более мелкие. Стала попадаться килограммовая плотва, примерно такие же лещи и жирная густера, но сазан молчал. В любом другом случае я был бы весьма доволен нашим уловом, но на этот раз хотелось побороться с настоящим трофейным сазаном. Видимо, мы ошиблись в выборе места ловли. И тогда мой друг Юра предложил: если сазан не идет к нам, мы должны перебраться поближе к сазану. Вернее, встать на лодке рядом с ямой, откуда выходят на кормежку подводные «поросята».
Пока мы сматывали снасти, наш егерь завел мотор лодки и уехал на базу за дополнительной порцией прикормочных бойлов. Устав от бездействия, я оснастил спиннинг и пошел вдоль уреза воды, пробивая перспективные точки. Крутой обрывистый берег покрывали стелящиеся растения и подмытые половодьем корни. Приходилось передвигаться, хватаясь одной рукой за эти ненадежные опоры. В трещинах рассохшейся глины мелькали какие-то местные грызуны, потревоженные моими шагами. «Идеальное место для змей - готов и стол и дом», - подумал я, и одновременно из широкой трещины на уровне моего лица стремительно выскочила длиннющая змея, проскочила пестрым зигзагом между моих ног и скрылась под кромкой берега. Вздрогнув от неожиданности, я едва удержал равновесие, чтобы не последовать за ней.
Лодка вернулась, все вещи давно погружены, а я отложил спиннинг в сторону, приготовил фотокамеру и пытаюсь извлечь пеструю красавицу из-под влажных корней, нависших над кромкой воды. Мне видны только толстые извивающиеся кольца. Товарищи, устав ждать, заводят мотор, а я в последней попытке осторожно завожу палку в клубок - змея с шумом уходит в воду. Разочарованно сажусь в лодку под осуждающий ропот друзей. Егерь занимает место у мотора, но в следующее мгновенье одним прыжком перепрыгивает «казанку» от кормы до носа. «Вот она!» - испуганно кричит он, указывая рукой в сторону урчащего мотора. Я передаю камеру другу и, вооружившись короткой палочкой, иду на корму, где, медленно извиваясь, переваливает через борт огромное пресмыкающееся.
В этот момент я заметил, что у змеи с красивым шашечным узором зрачок круглый и, значит, она неядовита. Вероятно, это водяной уж, хотя до этого случая я его ни разу не встречал. У большинства ядовитых змей бывшего Союза зрачок вертикальный и характерная треугольная голова. Отбросив палку, которой собирался прижать голову ядовитой змеи, чтобы потом взять рукой, хватаю испуганное существо за хвост и выпутываю его голову. «Брось, что ты делаешь!» - кричат друзья, а я им в ответ: «Сфотографируйте нас». Несколько щелчков фотоаппарата - и я отпускаю красавца ужа в воду. Он плывет к ближайшему дереву со склонившимися к воде ветками и начинает подниматься из воды.
Мы едем к месту ловли, горячо обсуждая это короткое приключение. Я провожу друзьям ликбез о необходимости бережного отношения к этим, пусть и не всем приятным созданиям. Даю понюхать свои ладони, от которых идет стойкий, несмываемый, горьковатый мускусный запах. Они морщатся, опять пытаются убедить меня в безрассудности моих действий. Но я начал ловить гадюк в четырнадцать лет, насмотревшись, как это делают в программе «В мире животных», и ни разу не был укушен, поэтому достаточно спокойно слушаю их нравоучения.
За разговорами незаметно дошли до ямы. Привязав лодку к выступающим из обрыва корням, забрасываем прикормочные шары из глины с бойлами. Юра, завсегдатай этих мест, проводит инструктаж. Здесь большая глубина, и после бровки идет свал в яму с корягами. Там и стоят сазаны, поэтому удилище надо держать в руках, а при поклевке сильно подсекать, встав в полный рост, чтобы не дать сазану уйти в коряги. Ловля происходит буквально в десяти метрах от лодки. Через две-три минуты кто-то стал аккуратно теребить мою насадку. Прижав плетенку указательным пальцем к удилищу, отключаю бейтраннер катушки и ставлю поудобнее ноги, чтобы подсечь наверняка. Рывок вершиной удилища. Рыба пытается уйти в глубину, но тщетно. Через пять минут борьбы в подсак заходит толстоспинный трофей. Язь! «Ты смотри, какой язище!» - удивленно кричит приятель. Весов нет, но длина трофея на 10 сантиметров превышает 60-сантиметровое кольцо днища садка. Снова заброс, и после небольшой паузы следует короткая поклевка - удилище в дугу, зацеп, обрыв оснастки. Соседи по лодке меняют свои бойлы на те, что с ароматом клубники, то есть на которые ловлю я.
Пять минут на перевязывание оснастки, и у меня повторяется история с обрывом. А у ребят - тишина. Снова заброс, и опять не успеваю не то что выпрямиться, а даже подсечь. Удилище дугой, уверенный зацеп - и вновь обрыв. И так раз пять подряд. Друзья ревниво наблюдают за всеми моими действиями, стараясь понять секрет моего успеха. И вновь рывок и обрыв. А у них - тишина. При следующем забросе я перехлестнул груз своей оснастки с егерем, который сидел на носу лодки. Пришлось поменяться с ним удилищами, и тут же у него произошла поклевка, зацеп и обрыв. На этом закончились оснастки с плоскими грузилами, а круглые сильное течение сразу начинало катить по дну. Я перестал ловить, а у друзей клев так и не начался.
По дороге к дому мы подумали, что, видимо, своим успехом я обязан мускусному запаху от моих рук, которыми я держал ужа, а потом брал бойлы. Но проверить эту догадку не пришлось, поскольку все переключились на ловлю спиннингами: отпуск невелик, и хочется испытать все виды ловли на Нижней Волге. Теперь придется ждать следующего сезона.
автор Евгений КУЗНЕЦОВ