Осенняя рыбалка на Нижней Волге
Нижняя Волга не только рыболовная Мекка, где хотя бы раз должен побывать каждый рыболов, но и огромный рыболовный полигон, на котором традиционно проводятся испытания различных новинок, снастей, а также обкатка новых методик и способов ловли. Не стала исключением и наша поездка с ребятами из московской фирмы «Магри» - официального представителя немецких компаний Balzer и Interfish на российском рынке. Задача выезда проста - отдохнуть, половить рыбу и в процессе рыбалки испытать новые образцы удилищ, что называется, в деле. Последние сто километров за Волгоградом, проезжаем деревню Ступино - и мы на базе. Осенняя степь не радует буйством красок. Тем не менее листва с прибрежных тополей еще не полностью облетела, значит, крепких ночных заморозков пока не было. Это подтверждали редкие кобылки и кузнечики, сонно выпрыгивающие из-под самых ног.
Здешние рыболовные места очень интересны: много островов, глубоких проток между ними, а главное - русло Волги совсем рядом. Спешно разобрали вещи - и скорее на воду, утолить жажду долгожданной поклевки. Осенняя рыбалка на Нижней Волге славится крупными экземплярами судака и жереха, которые нагуливают жирок перед тем, как занять зимовальные ямы. Обычно сюда приезжают для ловли хищника, но наши спутники собирались опробовать тяжелые фидерные удилища, и нам, спиннингистам, было интересно, что из этого получится. Первый день, прошел в поисках перспективных мест и пробивании бровок. Трофеев не было. Все ждали завтрашнего дня.
Едва загорелся рассвет, все уже были на ногах. Полное безветрие. Трава под ногами шуршит от кристалликов инея. Скорее в лодки - и на точку. Под обрывом бьет чайка - похоже, там котел. Сбавляем скорость и выходим на точку. Мощных ударов нет, значит, жирует окунь или чехонь. Хочется узнать размер трофея. Всплески идут от кромки обрыва и до границы течения. Первые забросы не дают ответа. Джиг-головки - мимо, некрупные воблеры минноу - туда же. Вертушки - без внимания. Судя по размеру выскакивающего малька, хищник атакует подросшего сеголетка. И вот на очередную проводку поппера вылетает виновник торжества - стограммовый окунек, хозяин здешнего пира. Он пытается не атаковать, а, скорее, боднуть приманку, отгоняя конкурента от своего стола. Можно сниматься с якоря - мы не за тем приехали.
Едем на слияние струй и пытаемся джиговать с глубины на отмель, меняя цвет, размер и форму силикона - все впустую. Меняем точку и стаскиваем приманку с отмели в глубину, прорабатывая все ступеньки и бровки, - тщетно. А ведь летом это самые уловистые места! Температура воды 11 градусов. Видимо, малек покинул летние места стоянки, и вслед за ним ушел хищник. День в поисках и переездах пролетел незаметно. Солнце быстро скатывается к горизонту, но и вечерняя зорька ничего не принесла. Обескураженные, возвращаемся на базу. Судака нет, но двоим самым везучим удалось поймать по жереху. Более успешными оказались фидеристы: у них в садке серебряной горкой шевелилась чехонь, и на ее фоне весомым слитком выделялся приличный язь. Обнаружив ниже острова косу на слиянии двух струй, они прикормили место и прилично отловились. Но и здесь не обошлось без сюрпризов. Казалось бы, самая востребованная волжская наживка - червь - игнорировалась рыбой. Все поклевки были только на опарыша.
Вечером было решено половить у лодочной стоянки. Здесь в свете лучей прожекторов у берега сновали стаи малька, и время от времени на границе света и тени раздавался всплеск - пировал хищник. Опыт подобной рыбалки у меня был. Как-то на Митинке, соединяющей Волгу и Ахтубу, мы в свете фонарей местной базы ловили берша и судака. А в низовьях Москвы-реки прошлой зимой в ночное время возле мостов неплохо брал судак в двух метрах от берега. Услышав эти рассказы, несколько друзей взяли спиннинги и ушли в ночной дозор. За утренней чашкой чая они рассказали нам, что вечер не пропал даром. Одна некрупная чехонь и четырехсотграммовый судачок - итог двух часов ночной рыбалки. Вертушки, колебалки, твистеры и попперы остались без внимания хищников. А вот пятисантиметровый волкер, пускающий усы по воде, пришелся им по душе.
И вновь с рассветом мы вышли на поиски судака. Проверено несколько ям и бровок, ловили на якоре и сплавом, меняли размер и цвет виброхвостов, твистеров. Пробовали ловить на полоски филе чехони, подсаженной на джиг-головки, но результат все тот же. С рыбой в этот день были только троллингисты, которые привезли на базу судаков, щук и даже сомиков на десять и пятнадцать килограммов. Дважды воблер у них атаковал какой-то великан, но после длительной борьбы приходилось оба раза обрезать шнур, так и не увидев могучего противника.
Нам такая ловля не очень по душе, поэтому мы решили поискать жереха. Тем более что на прошлой неделе здесь был пойман экземпляр весом под семь килограммов. Котлов жерех не устраивает, боя чаек нет - значит, кормится где-то на поливах. Вот туда мы и направились. От основного русла Волги уходила широкая протока между двумя островами. Приличное течение, песчаное дно с подводными дюнами -весьма перспективное место. Глубина плавно увеличивается от двух до восьми метров, и там, где поток упирается в обрывистый берег, делая крутой поворот, вымыта яма, в которой на дне осело множество топляка.
Вначале пробуем ловить стоя на якоре - пара ударов на кастмастер, но пока без трофеев. Решаем сплавляться по течению с отмели на глубину, пробивая блеснами акваторию вокруг лодки. Не прошло и пяти минут, как произошла поклевка, и первый жерех нехотя заходит в подсак. Четыре семьсот - отличный экземпляр! Чуть ниже еще поклевка - трофей поменьше, на два с половиной килограмма. Все поклевки происходят у самого дна на очень медленной проводке, когда блесна периодически чиркает по дну. Доходим до ямы и вновь на исходную точку. Каждый сплав приносит одну-две рыбы, причем большая часть поклевок происходит со стороны берега, когда блесна скатывается на глубину.
Собираясь на жереха, мы прихватили с собой трехметровое удилище для ловли на бомбарду. Первая страсть утолена, и я решаю при помощи бомбарды прощупать дно. Одна беда - не захватил из Москвы быстротонущий подлесок. Ничего, попробую ловить на мухи с тяжелым сердечником. Несколько проходов оказались безрезультатными, хотя на блесны поклевки продолжались. Решаем подойти ближе к берегу, туда, где плещутся крупные волны над подводными отмелями. Очередной заброс бомбпрды - и сильный удар в руку заставляет меня от неожиданности вздрогнуть. Удилище гнется дугой, фрикцион жалобно поскрипывает, медленно, но верно ретивый боец приближается к лодке. «Ровно три килограмма», - радостно сообщает напарник, снимая тугой серебристый слиток с электронного безмена.
Ловля на бомбарду гораздо азартнее, чем на блесну, да и приманку жерех взял жадно и глубоко. Жаль, что горизонт проводки не удается стабильно держать у дна - слишком сильное течение. Еще пара заходов - и можно возвращаться: солнце уже клонится к горизонту. По пути на базу проходим мимо острова, где обосновались фидеристы. По их довольным лицам ясно, что дела у них идут очень хорошо. Мы не удержались и высадились на берег. С утра они погрузили в воду в зоне ловли продырявленный мешок с прикормкой, и результат оказался отличный: в садке помимо чехони и язей было несколько крупных лещей весом от килограмма до полутора. Ребята решили остаться на ночь, надеясь на подход осторожного крупняка. Отчаянные люди эти фидеристы.
По дороге в Москву под мерные удары ухабов федеральной трассы мы вспоминали разные эпизоды этой рыбалки и все пытались понять причины бесклевья судака. Объяснения так и не нашли. В любом случае, как показал этот выезд, фидерная рыбалка оказалась более богатой на трофеи, чем спиннинг. Но, как говорится, каждому свое.
автор Евгений КУЗНЕЦОВ