Под новый год на Рузском водохранилище
В этом году еще 23 декабря лед на Рузе стоял лишь по заливам, а на основной акватории гуляла волна. К 30 декабря ночные заморозки все-таки сделали свое дело: лед стал 10 см толщиной, хотя на промоинах он был заметно тоньше. В некоторых местах лед дышал, а вода могла и заиграть в лунках, выплеснуться. На рыбалку в канун Нового года из всей нашей компании удалось выбраться только двоим - мне и Кириллу. В 8 утра толпа рыболовов в районе Беляной Горы окружила пункт выдачи путевок, и опоздавшие, вроде нас, уже приготовились стоять в очереди час, а то и полтора. В будний день было черно от машин и людей, но очередь оказалась не только спокойной, но и доброжелательной: погода и рассказы обложившихся вчера вселяли надежду на успех. Два рыбака поделились с нами информацией: они приезжают сюда третий день подряд, ловят на глубине 9-11 метров, подлещик хороший, а иногда влетает и под 2 кг. Даже объяснили, как добраться до их места. Вот ведь как бывает!
Тут подъехал второй продавец путевок и стал продавать их из окна своей машины. Мы оказались к нему третьими и вскоре держали в руках заветные листочки. Продавец поставил на бланке аж 4 (!) печати. Мне вспомнилась лицензия на кольскую семгу, занимавшая вчетверо меньше бумаги, хотя стоила 200 рублей - вдвое дороже рузской. Надо было определяться с местом. Я хотел побывать на знакомых точках с небольшой глубиной, на что и настраивался перед поездкой. Кирилл же завелся на новые места с большой глубиной, о которых нам рассказали в очереди. Туда и отправились. Быстро нашли указанный съезд к воде и огляделись: на берегу всего 4-5 машин, на льду, далеко впереди, темнеют силуэты десятка рыболовов, к ним торопятся те двое, по чьей подсказке мы тут и оказались. Быстро перегрузив скарб из машины в санки, отправляемся вслед за нашими информаторами.
Когда мы подошли, те уже сидели на своих старых лунках и ловили очень неплохих подлещиков. Такая аргументация заставила произвести разведку буром с промером глубин, установкой флажков на своих лунках и последующим щедрым закармливанием девяти лунок чистым кормовым мотылем с панировочными сухарями. Рыбалка у нас началась только в 10 утра, когда было совсем светло, и первый выход рыбы мы почти пропустили. К тому же мне пришлось на ходу приспосабливаться к глубине, на которую не все мои удочки были рассчитаны. Не зря Кирилл был когда-то рыболовом-спортсменом. Все у него ладилось: вот он уже оприходовал и одного, и второго, и третьего. Я же переходил от лунки к лунке с нулевым результатом, пока не завершил круг позора и не вернулся к начальной лунке. У моего напарника было уже семь штук, и «лаврушки» среди них не было. Он уже вычислил, что сегодня лучше работают четыре крупных мотыля на мормышке, а в отдельные моменты - черт.
Но тут стало брать и у меня. Брать с подачи: как только мормышка, плавно опускаясь, касалась дна - тут же кивок показывал подъем. Был даже период, когда таким приемом удалось поймать подряд четыре подлещика. И погода радовала: ветер заметно утих, температура около нуля, сквозь разрывы облаков пролилась нежная желтизна, окрасившая лед в песочный цвет. У меня уже семь штук, а Кирилл, играя чертом, ловит хоть и реже, но граммов потриста-четыреста. Вдруг к 13 часам небеса посерели, исчез песчаный отблеск, клев из вялого стал никакой. Мы решили перекусить. Закормили лунки второй раз и сидим-едим-разговариваем. Основная тема - ловля на черта. Мой личный опыт был невелик и сводился к следующему: лет пять назад я очень удачно ловил на Рыбинке небольшую густеру на черта. Основы ловли мне преподал наш товарищ Игорь Быков. Игорь активно интересовался нахлыстом, и мне как нахлыстовику было интересно услышать, что игра чертом чем-то напоминает процесс разыгрывания шнура, когда движение удилищем вперед-назад выполняется не кистью руки, а всей рукой, движущейся строго в одной плоскости.
То есть в нашем случае игра чертом при подъеме от дна ведется с большой амплитудой за счет движения локтя. Вот тогда-то я и прочувствовал агрессивную игру чертом и хорошо об-ловился на второй день, ловя берша и судака под 800 г. Такая манера игры у Кирилла вызвала резкое отрицание в основном из-за излишней агрессивности. «Черт, ведущий себя как ведьмак на шабаше, для подмосковных водоемов неприемлем, - объяснял он мне. - Тут нужен вялый, медленный подъем. Не игра, а дыхание кивка, почти не дающего амплитуды». «К тому же, - продолжал он свои поучения, - сегодня работает крупный черт с бочкообразным телом, на который и рыба идет покрупнее. Сейчас я тебе покажу технику и поймаю с первой проводки».
Он опускает обманку на 11 метров. Удочка у него с длинным металлическим кивком, который не «подбивает» игру приманки. Началась игра с «придыханием», закончившаяся в 20 см от дна задержкой кивка, не отработавшего ожидаемого движения вверх. Эта задержка и была хитрой лещовой поклевкой. Подсечка, удочка летит вправо, левая рука подхватывает леску -начинается вываживание. Оказалось, что села хорошая рыба, Кирилл сползает с ящика и встает на колено перед лункой. Пока он вываживал, я успел достать аппарат и сделать короткую фотосессию. В леще оказалось 890 г. Бегу к своим лункам. Этот лещ был предвестником начавшегося вечернего клева, и самое интересное было впереди, хотя погода на глазах стала меняться. Мороз усилился, вода в лунке стала прихватываться коркой льда, с которым периодически приходилось воевать. Шуга, выброшенная из лунки, смерзалась на усилившемся ветру, леска стала цепляться, усложняя процесс ловли.
У меня стоял тяжелый, но не бочкообразный черт. Я играл им в соответствии с полученными указаниями, и вскоре мой лавсановый кивок тоже показал задержку в 20 см от дна. Причиной задержки оказался 400-граммовый подлещик. Во время вываживания в соседней лунке со стоячей мормышкой увидел подъем. Рыба держала насадку до тех пор, пока я не управился с первой и не сделал подсечку. Это был дуплет и по времени, и по весу. Дальше уже не успеваю ловить на двух лунках: хорошая рыба цепляет соседнюю леску и сходит у самого льда. Требуется выбор, на что ловить: на черта или мормышку. Делаю ставку на проверенную мормышку с мотылем, хотя Кирилл по-прежнему ловит на черта. Мотыль приносит еще несколько штук, но клев заметно стихает, паузы между поклевками все больше.
Уже совсем вечереет, устало сажусь на ящик в надежде поймать что-нибудь напоследок. Мормышка долго опускается на 11 метров, нахожу дно и начинаю вяло возить приманкой по грунту. Поклевок нет. Начинаю такой же вялый подъем с игрой на придыхании. Где-то в нескольких сантиметрах от дна наконец-то вижу задержу кивка - подсекаю и сначала ничего «такого» не ощущаю. Видимо, просто хорошая рыба на несколько сот граммов, не более. Чуть позже понимаю, что рыба очень достойная, но с 11 метров идет спокойно, без рывков в стороны, вальяжно. Сбрасываю темп вываживания, встаю перед лункой на колени.
Только увидев под прозрачным льдом темно-желтую лопату легшего набок леща, ощутил я весь драматизм ситуации. Практики вываживания крупной рыбы из лунки у меня нет, багорика тоже нет, впрочем, как и опыта работы с ним. В голове сумбур. Надо бы позвать Кирилла, но ведь все хочется сделать самому, да и в душе непонятная уверенность, что эту рыбу я возьму! В правой руке леска, держу ее подушечками пальцев, при потяжке легонько отпускаю - и рыба солидно отваливает. В этот момент подушечки пальцев работают как фрикцион катушки, сдерживая беглеца. Опять подвожу, и рыба снова ложится у лунки набок, чтобы тут же встать на киль и опять уйти в сторону.
Это повторялось раз пять, не меньше. Запущенная в лунку левая рука нащупывает лишь скользкий нос и захлопнутые жабры. Уцепиться просто не за что. Не удается даже засунуть палец лещу в рот, чтобы вывести его под жабру. Пытаюсь завести морду леща в лунку и дать ему глотнуть воздуха. Иногда это получается, рыба слабеет. В какой-то момент сумел задержать рыбий нос в лунке дольше обычного, ослабевшая рыба по-настоящему глотнула воздуха и раскрыла жабры. Тут я и подхватил ее под жабры сначала левой, и потом, отбросив леску, правой рукой. Пройдет в 150-миллиметровую лунку? Аккуратно, враскачку, вытащил «лопату» на лед. Если бы не тонкий лед, такой фокус не прошел бы. На электронных весах Кирилла лещ потянул на 1 кг 670 г! Когда еще доведется прямо под Новый год выловить нечто подобное?!
автор Андрей СИДОРОВ