Рыбалка в непогоду на Рыбинском море. Часть 1
Когда приезжаешь на большой и незнакомый водоем, поначалу и непонятно, с чего начинать рыбалку. По-хорошему, надо поездить с эхолотом, посмотреть рельеф дна, найти перспективные точки. Но это половина дела. Если говорить о спиннинге, то надо еще понять, на какие приманки и на какие проводки будет на этих точках откликаться рыба. Задача непростая, а когда приезд на водоем совпадает с какими-нибудь погодными катаклизмами, то и вообще трудноразрешимая. С полным набором всех этих трудностей мы с Алексеем Цессарским столкнулись пару недель назад, когда приехали на Рыбинское море. Остановились мы километрах в двадцати пяти на запад от Рыбинска, на одном из островов «архипелага» Трясье. Это в районе деревни Ларионово и Шумаровского острова.
Я на Рыбинке бывал не один раз, но совсем в других частях, а для Алексея это было вообще первым посещением водохранилища. То есть акватория для нас обоих была совершенно незнакомой. Плюс попали в штормовой ветер со всеми вытекающими: волна, взмученная вода, резкое падение и затем непрерывные скачки давления.
Приманки большие и маленькие
То, что на Рыбинке есть крупная и очень крупная щука, известно всем. Но насколько она будет активна в такую непонятную погоду? Есть разные мнения по поводу того, «болит ли голова у щуки при резком падении давления». То есть снижается ли при этом ее активность почти до нуля? Ихтиологи считают, что щуки почти не подвержены такой «метеозависимости», но многие опытные рыбаки, опираясь на свой рыболовный опыт, придерживаются противоположной точки зрения: часто после резкого падения давления щука вовсе перестает клевать. Помимо давления меня беспокоила и сильная взмученность воды, возникшая после продолжительных штормов. Как она скажется на клеве хищника? В мои предыдущие поездки на Рыбинское море сразу после долгих штормов рыба была малоактивна. Шанс выяснить эти вопросы погода нам все-таки предоставила, подарив полдня почти полного штиля.
Друзья из числа рыбинских завсегдатаев сдали нам несколько надежных щучьих точек. Все они были расположены вдоль широких мелководных кос. Щуки, как известно, перемещаются по большей части вдоль бровок - ведь у рыб нет навигационного оборудования, вот бровки и служат им ориентирами на маршрутах движения к местам охоты. Мы встали на первую точку четко по классике, на глубине, а забросы стали делать на мелководье и вдоль бровки. Приманки - самые крупные, как учили матерые «рыбинцы»: виброхвосты около 15 см длиной на джиг-головке с дополнительным тройником на поводочке, подколотым в хвостовой части приманки. Нам торопиться особо некуда - мы же не на соревнованиях, поэтому на каждой точке можем задержаться сколько посчитаем нужным. Но все бесполезно. Нет ни щуки, ни других активных хищников. Значит, резко упавшее давление все же влияет? Или взмученность воды?
Нет, скорее нашему экипажу не хватает как раз спортивной злости. Нам попросту лень каждые 10 минут вытаскивать якорь и переезжать на другую точку. Хочется размеренной, спокойной ловли. Так, чтобы на каждой точке получить максимум удовольствия от процесса: вот здесь мягкое дно - отбоя в руку нет, можно только по провису шнура ориентироваться, а здесь дно очень твердое, почти бетон, за ним широкая полоса ракушечника и резкий свал на русло Волги - как долго приманка зависает! А как красиво и реалистично играют огромные виброхвосты «Юм»! Настоящая плотва! И как красиво на экране эхолота обрывается дно в русло Волги с 6 метров на 13, и сколько же там символов рыб! Но поклевок нет ни на «бетоне», ни на свале в русло.
Терпение кончилось, переезжаем на мелководные косы. Потом меняем еще пять точек. Поклевок нет нигде. Солнце почти касается горизонта, можно уже ехать к себе на остров. Основная примета полного бесклевья - отсутствие местных рыбацких лодок. Когда рыба ловится, их постоянно в зоне видимости стоит штук пять-шесть. Да и судя по моим рыбалкам на Рыбинке, сразу после шторма клев никогда не начинается: пока все уляжется, пока просветлеет вода, восстановятся кормовые цепочки... Вторая наша попытка ловить на большой воде произошла пару дней спустя. Под вечер снова установился полнейший штиль, и мы сразу вышли на воду. Водоем оживал после шторма. По всей акватории были видны всплески рыб, скорее всего подлещиков, а поднимающиеся тут и там пузыри говорили о возможной активизации и крупного леща.
Мимо прошел катер наших знакомых: ребята упорно троллингуют уже несколько часов, но пока у них полный ноль. Значит, щука по-прежнему неактивна? Зато активизировался окунь. Отовсюду доносятся всплески и характерное чавканье. А вон и чайки пикируют к воде - котел! Подъезжаем. Вокруг, куда ни посмотри, кормится окунь. Алексей бросает в сторону всплесков Hard Core цвета машинного масла и одного за другим вытаскивает двух окуньков граммов по триста. Но на этом - все. Окунь не реагирует ни на какие наши приманки. Вода вокруг буквально кипит от рыбы, но наши вертушки, кастмастеры, силикон и воблеры возвращаются пустыми. Ни тычка, ни поклевки! И в верхнем горизонте, и вполводы, и у самого дна.
Нервы не выдерживают, и мы начинаем погоню: перемещается стая, за ней переставляемся и мы. Но что бы мы ни делали - везде полный ноль! Наконец, гоняясь за окунем, оказываемся на одной из точек рядом со «щучьей» косой. Здесь тоже везде бесчинствует окунь. Ставлю самый убойный окуневый вариант: маленькую красную джиг-головку с крошечной силиконовой рыбкой. Медленная проводка вдоль самого дна, паузы по 2-3 секунды. Начались поклевки! Хорошие, злые, ударчики, но рыба не засекается. Что, уже так наелась?
И вдруг по линии забросов поклевки резко прекращаются. Давно подмечено, что внезапное исчезновение окуня бывает связано с появлением на этом участке щук. Но я не сумел вовремя осознать этот сигнал. Очередной заброс, медленная проводка, и вдруг - мягкая и мощная потяжка. Запел фрикцион, сразу на автомате поджимаю шпулю рукой. «Леша, сачок!» Надо не дать щуке развернуться и опомниться: крючок несоизмеримо мал, да и поводка ведь нет! По возможности форсирую события, нежно выкачиваю рыбу наверх. Вот она показалась, упирается, мотает головой. На вид около трехи. Со второго захода Алексей попадает сачком куда надо и вбрасывает рыбу в лодку, где она сразу же слетает с крючочка. Да-а, можно записать в личные рекорды по номинации «Большая рыба на маленький крючок».
Что это было? Случайность? Скорее всего. Хотя есть множество историй о том, как матерые щуки атаковали ультралайтовые приманочки. Может быть, есть какие-то определенные погодные условия, когда они особенно к этому склонны? Выяснить это Рыбинка нам не позволила: с ночи снова задул такой ветер, что о ловле на открытой воде не могло быть и речи.