Сырдарьинский змееголов выходит на перекаты

Как-то мы с сыном решили наведаться к одной песчано-галечной косе ниже железнодорожного моста через Сырдарью. Место это интересно тем, что находится довольно далеко от берега, и в глубоких канавках по границам косы часто держатся солидные судаки и жерехи. Однако на этот раз нам не повезло: за три часа беспрерывного бросания вращалок и силикона дождались всего двух жерешиных хваток, одна из которых закончилась банальным сходом, а другая - обрывом снасти и уходом жереха вместе с любимой блесной. Конечно, от любой рыбалки есть польза, но лучше, если есть и хоть какой-то улов. А тут дело к полудню, а садок еще не вынимался из рюкзака. Решаем двигаться вниз к разрушенной плотине - до нее каких-нибудь триста-четыреста метров. Сидящие возле своих снастей доночники оптимизма не прибавили: ловилась одна мелочь.
Но прямо у границы плотины, на быстром течении время от времени раздавались всплески каких-то некрупных рыб. Можно было предположить, что это были жерешата или судачки. Несколько забросов - и небольшим воблерком соблазняется 200-граммовый судачок. Еще пара забросов - и еще один клыкастый недоросль. В общем, струю оккупировала целая стая судачков, и мой воблерок и твистер на оснастке сына они хватали через заброс. Поиграв в игру «поймал - отпустил», мы решили искать более солидную добычу - идти на ближайшее озеро-карьер за змееголовом. По пути встретили знакомого спиннингиста, который, пожаловавшись на бесклевье, между прочим заметил: «Нашел тут одно место, где змееголова полно, но ни на что не берет!»
Конечно, мы сразу воспрянули духом и попросили это место показать. Неожиданно для нас знакомый повел нас не к болотистому озерцу или заливчику, а направился обратно к крутому сырдарьинскому берегу. И вот какую картинку мы увидели. Мощная струя, бившая прямо в берег, намыла приличного размера песчаную отмель, где из «кипящей» воды каждые 10-30 секунд выныривал змееголов, захватывал порцию воздуха и исчезал в мутном потоке. Рыбы было много, по виду хищники от полукилограмма до килограмма, несколько раз показывались экземпляры и за двушник! Странно было видеть этих любителей тепла и тиховодья в бурлящем и довольно прохладном потоке.
Но наблюдения и удивления в сторону, приступаем к ловле. Я решил попробовать поппер - вода хоть и мутноватая, но глубина небольшая, большинство змееголовов всплывает именно на меляке, булькающую и чавкающую «рыбку» они непременно должны заметить. Тем более что приманка проверенная, на нее уже был пойман не один десяток змееголовов. Провожу поппер вдоль и поперек отмели, пытаюсь вести его с глубины на мель и наоборот - никакого результата. Змееголовы, правда, иногда всплывали возле приманки, но вовсе не для того, чтобы ее скушать, а по своим «змейским» делам - поппер просто оказывался в этот момент на их пути.
Меняю воблеры, пробую разные типы проводок, ставлю мелкую колебалку, которая в лучшие времена неплохо привлекала змееголовов - никакого результата. Сын рядом пытается расшевелить пятнистого хищника вращалкой и силиконом на джиг-головке - ни одной хватки и даже намека на нее. Наш коллега, приведший нас на это место, прицепил к спиннингу целую гирлянду: там и воблер, и грузило с крючком, и пара мушек - пусть, мол, выбирает, что ему по вкусу. Но кроме нескольких мелких судачков, больше никто его «комплектом» не соблазнился.
Нас раззадорило такое странное для отъявленных хищников поведение: в иные времена змееголовы кидаются буквально на все, что движется. Поэтому вблизи этой отмели мы провели не менее двух часов. А потом, не добившись никаких результатов, рванули на озеро, где парочку змееголовов все-таки зацепили. Но домой возвращались с абсолютно твердым намерением через несколько деньков опять наведаться к плотине и попытаться поймать хоть одного пятнистого упрямца.
К предстоящей ловле готовились основательно. Расспросили всех знакомых спиннингистов, что они думают по поводу «змеиного» нашествия на плотину. Оказалось, что этих хищников полно и под сливом плотины, на быстрой струе, и вокруг острова за плотиной, образованного из нанесенного паводком песка, и даже вдоль берегов на протяжении двух-трех километров ниже плотины. Правда, относительно клева сведения были неутешительными: змееголовы изредка попадались доночникам на рыбную резку, креветок и мелких лягушат. Но вот поимкой этой рыбы на спиннинговую приманку похвастаться не смог ни один из спиннингистов. На речку приехали к вечеру, на лодке перебрались на остров ниже плотины – там поспокойнее.
Плотина у наших спиннингистов – место очень популярное, и берег иногда превращается в настоящую базарную толкучку. Оказалось, что остров достаточно большой и перспективных мест вокруг него хватит не на один день ловли. Во-первых, обнаружили два относительно тихих заливчика, где змееголо вов было не меньше, чем на быстрой струе у берега. Правда, по всплескам можно было заметить, что солидных экземпляров среди них нет. Во-вторых, на основной струе ниже плотины били очень неплохие жерехи. Ловить их с вечера особого смысла нет, так как из-за жары рыбу трудно сохранить даже в просторном садке и на быстром течении, а вот поутру серебристым хищником можно будет заняться основательно. В-третьих, возле берега близ длинной песчаной косы время от времени бултыхаются судачки, а в месте, где слившаяся с плотины струя закручивается в воронку, наверняка есть ямка, где вполне может жить неплохой соменок.
Разнообразие обитающих в окрестностях острова хищников устроило бы самого капризного спиннингиста, но мы решили сосредоточиться на змееголове: именно к вечеру его активность возрастает. Я направился к заливчику прямо под плотиной, где всплески змееголовов были практически непрерывными, сын начал ловить на быстрой струе, а потом перешел на тихий заливчик ниже по течению. Приманки у нас тоже были разными: у меня поппер и некрупные воблерки, сын ловил на среднего размера твистер на офсетном крючке. Как и во время предыдущей рыбалки, поппер ни одного змееголова не заинтересовал. За мелким виннеровским воблерком с надписью «J-45» – очевидно, это и есть его название – было несколько выходов мелкого змееголова, но до хватки дело дошло уже ближе к вечеру. Прицепился змееголов на полкило, этого недомерка пришлось отпустить. При ловле на быстрой струе воблерок оказался очень уловистым: на него в сумерках попалось не менее трех десятков незачетных судачков от 100 до 400 г.
А вот сыну, похоже, ключик к неуловимому змееголову подобрать удалось. Его твистером, который он волок по песчаному дну со скоростью черепахи, соблазнилось шесть змееголовов до килограмма и «непрофильный» жерех килограмма на полтора. Утренние эксперименты с приманками позволили выявить еще два уловистых варианта: среднего размера подгруженная вертушка, медленно протягиваемая по дну почти без игры. На нее взяла парочка вполне зачетных змееголовов. И победитель – некрупный глубинный минноу, при проводке пахавший дно своей длинной лопастью. На этот воблер на быстрой струе был пойман самый крупный змееголов - без малого на полтора килограмма, причем в качестве прилова попадались и очень неплохие судачки.
Почему любители теплой застойной воды - змееголовы - периодически выходят на быстрые струи и перекаты, то есть на совсем нехарактерные для них места? Причин может быть несколько. Может быть, в стоячей воде становится совсем мало кислорода (к началу осени уровень воды в Сырдарье минимальный и она очень сильно прогревается); может быть, хищника привлекают стаи мальков, жирующих на перекатах; может быть, какие-то другие причины. Такие явления повторяются периодически, но прогнозировать массовый подход змееголовов к перекатам невозможно. Я могу вспомнить годы, когда там вообще не было ни одного пятнистого хищника, а были случаи, когда целые их стаи стояли у плотины аж до середины октября. Как бы там ни было, а разгадывать загадки змееголова – занятие для спиннингиста очень увлекательное.
автор Иван БЕДРИЦКИЙ