Майский сазан. Часть 2
Рыбацкое счастье
Сама по себе ловля с дамбы около труб весьма незатейлива. Когда проезжаешь по таким дамбам, всегда можно встретить рыболовов. Кто-то ловит на удочку, кто-то на донку. Все просто: из трубы вытекает вода, на которую и выходит рыба. Когда вода заливает пойму, на свежую вешнюю воду выходят те, кто перезимовал, а когда вода уходит из поймы - рыба караулит увлекаемый течением её рацион питания. Но труба трубе рознь! Есть трубы, которые расположены довольно высоко, и подход к такой трубе со стороны поймы представляет собой не канаву, а эдакий полив с чаканом. В подобных местах сазан не редкость, но есть одно «но». Необходимо поймать момент, когда вода только-только начинает поступать в озеро, где рыба благополучно перезимовала. Его ход длится дня три-четыре, не больше. Такое место есть у нас в Среднеахтубинской пойме, в районе пос. Красный буксир.
Но вот уже несколько лет я безуспешно пытаюсь попасть в это место в нужное время с соответствующим сазаньим снаряжением. Увы, имея в арсенале только субботу или воскресенье, угадать этот момент очень трудно. Поэтому крепкая удочка на сазана остаётся в машине, а мы ловим плотву, гибридов и всё остальное, что плавает под кучками мусора поднявшейся воды. Остаётся лишь вслушиваться в истории товарищей, которым повезло больше. Для Саши Михайлова его случай, наверное, тоже был случайностью...
На первомайские праздники было решено поехать к другу на дачу в Булгаково. На предмет перекладки печной трубы. Рыбалка предполагалась утренней и вечерней, не в ущерб работе. На удочку, недалеко от дома, на трубе. Труба эта находится в дамбе через ерик с довольно крутыми откосами. Великолепный денёк располагал к неспешному потягиванию плотвичек на перловку и созерцания плавного полёта огромной стаи плотвы, густеры и прочей рыбы. Как заколдованная, стая ходила по кругу по часовой стрелке. Изредка эту идиллию нарушал, но ненадолго, огромный лещ, а то и щука.
Сильная потяжка и визг тормоза старого «Ориона» вывели меня из блаженного состояния. Семиметровое удилище согнулось в крендель. «Наверное, лещик шалит», - подумал я. И тут - р-раз! - вывернулся лоснящийся, с жёлто-бронзовым отливом, с чешуёй в пятак бок сазана! И ещё две толстенные спины показались рядом. Меня кинуло в холодный пот (учитывая мою леску 0.16), отвисла челюсть и задрожали руки. Со стороны я стал, наверное, похож на паралитика. Кое-как я спустился по откосу, водя рыбину на кругах. Меня и мою снасть, видимо, спасали весенние квёлость или леность этого монстра, сильных рывков он не совершал. Я дважды пытался ухватить его рукой (подсак мирно стоял в углу на даче), но тщетно.
На следующем круге мне показалось, что с кончиков моих трясущихся, протянутых к рыбе пальцев струился, нет, просто ручьём лил адреналин! Всё-таки я измудрился, подцепил скользкую рыбину, едва не свалившись в воду, выскочил наверх, и тишину разорвал победный клич! Безмен на четыре кило зашкалило... На даче сазан был выпущен в большую алюминиевую бочку, накрытую брезентом. Хотелось живым домой привезти. На следующее утро, проверив рыбу, я полдня проторчал на дамбе (печная труба была заброшена псу под хвост). Но, увы... Заходя во двор дачи, издалека увидел сазана возле бочки. Ещё не успел высохнуть. На брюхе зияла дыра в теннисный мячик. Ни икры, ни потрохов не было. Это работа старого знакомого - хоря, он частенько таскал у соседей кур. Вот гад! Пришлось почистить и разделать рыбу на месте.
Когда вода прогреется и зацветёт акация
А ещё в моей памяти накрепко засело кино, как на длинную толстую бамбуковую удочку дядя тащил сазана, который потянул на 6 кг. Я тогда таких больших только на рынке видел, а тут - вот оно, прямо около дома, в овраге Сухая Мечётка! Я потом три дня подряд туда ходил с простенькой удочкой. Мощной снасти у меня не было, как, впрочем, и забродных сапог. Было только дикое желание дождаться поклёвки сазана наравне с мужиками, которые занимали уловистые места ещё ночью. Тогда паводок был очень высоким. Берега Ахтубы были размыты так сильно, что пострадали даже прибрежные кладбища. Уровень воды долго потом держался. Из оврага вода уже ушла, но само устье ещё было затоплено. Вот туда, на тёплую воду и лёгкое течение, сазан и начал выходить из Волги.
Сейчас, по новым правилам, именно в этом месте ловить нельзя. Да и продолжительный паводок теперь большая редкость. Но дело не в том, можно ловить или нельзя, интересен сам факт наличия сазана в подобных местах в мае. Ведь всё, что описывалось выше - это скорее первая половина мая, когда прогретая тёплой землёй вода устремляется в пойму через балки и ерики. И речь шла о местных сазанах, которые перезимовали в этих самых ериках и озёрах. А волжский сазан, ещё не избалованный тёплой водой, видимо, начинает искать прогретые места чуть позже. Он частенько подбагривается, когда народ ловит селёдку, а также утаскивает, ломает удочки и рвёт лески тем, кто ловит карасей в камышах при спаде воды на Волге. Лично у меня в памяти осталось только уверенное движение поплавка прочь от берега. Ноль внимания на мою подсечку и согнутую в дугу телескопическую удочку! Леска 0.22 «дзынькнула», а поплавок так и поплыл дальше. Жена ещё удивилась, почему я так рано пришёл с рыбалки.
Если говорить про месяц май в целом, то в нашем Южном федеральном округе сазан просто обязан ловиться в полный рост! Ведь в конце мая его уже ловят в Тверской области. Я пару раз судил соревнования по спортивной ловле карпа в Завидово именно в мае, что ж тогда говорить о наших «югах»? Но спортивная ловля карпа - это отдельная тема. Причём тема весьма интересная тем, что мы, южане, ловим именно дикого сазана. А что касаемо ловли сазана на поплавочную удочку: в этом году, я уверен, Игорь Степанчук будет караулить своего «случайного» на своей заветной ямке, только на этот раз он будет вооружён до зубов. Саша Михайлов непременно наведается на свою «трубу» около Булгакова. А я обязательно попробую подкараулить свой золотой день, когда сазан двинется навстречу вешней воде около пос. Красный буксир. И, прекрасно понимая, что закономерность в наших действиях есть, мы всё-таки будем уповать на Его Величество Случай! j
автор Андрей СУШКОВ