Весенний лещ на Селигере
Селигер интересен в любое время, но особенно в конце весны. Все расцветает, а главное - начинается активный клев леща. Именно ради этого уже несколько лет подряд в самом конце мая наша небольшая компания отправляется на Селигер в район Кравотынского плеса. Ехать на рыбалку весной на Селигер вслепую не стоит. Рыба держится в это время очень неравномерно, и даже на знакомых клевых местах ее может не оказаться. Поэтому направляемся на знакомую базу в деревне Заплавье, которой управляет наш старый друг Миша, страстный рыбак и фанат леща. К спиннингу он относится с пренебрежением, а в поплавочной ловле даст фору многим спортсменам. Можно остановиться у него на базе, но нам больше по душе разбить лагерь на берегу и жить в палатках. В любом случае заехать на базу стоит. Главное - свежая информация о леще и... черви.
С червями на Селигере проблема, и рыболовы везут их с собой. Это правильно, но обычная ошибка - привозить с собой навозников. Этот червяк бойкий, сильно пахнущий, но очень слабый, и местная густера расправляется с ним буквально в секунды. По этой причине на многих базах специально разводят местных червей. Проблему с червями мы решили быстро, осталось определиться с местами ловли. Сам плес отпал сразу: ловить леща там можно только с лодки, а это до окончания нерестового запрета является нарушением закона. Обсудив все варианты, остановились на протоках - речках Полоновке и Княже. По ним лещ идет на нерест и скатывается обратно. Окончательный выбор определил звонок хозяина соседней рыболовной базы Толика: «Я сегодня на Полоновке обловился! Лещ просто прет!»
Полоновка отличается очень извилистым руслом, обилием всевозможных заводей, проток и густо заросшими берегами. Разнообразие рельефа имеет и плюсы и минусы. С одной стороны, выбирай что хочешь, с другой - поди разберись, где в это время кормятся стаи леща. Можно пойти методом научного тыка и убить на поиски массу времени и прикормки, но проще обратиться к помощи местных друзей. Именно благодаря им мы оказались в неприметной протоке, отделенной от основного русла вытянутым островом. При низкой воде это практически залив, при высокой - протока с хорошим течением.
В конце весны селигерский лещ непредсказуем. Вроде бы он должен ловиться на небольшой глубине, на участках со слабом течением, где вода прогревается быстрее. В этот раз в таких местах он брал, но не слишком охотно, а лучшие результаты давала струя, там, где удавалось нащупать бровку. Самое удачное место находилось напротив небольшого луга, покрытого кочками. Летом здесь сухо и удобно, но сейчас все было залито водой. Поэтому прямо на подтопленный берег мы загнали лодки и ловили как бы с берега, но сидя в лодках. Бровка была метрах в семи и уходила вниз с двух на три метра. Дальше шел неширокий стол, который оккупировала густера. Еще дальше начинался склон в русло, но на нем была ступенька шириной в полметра, и вот на ней лещ держался почти постоянно. Собственно, он держался и на русле, но брал чаще именно на этой ступеньке.
По условиям ловли годились или 6-7-метровые маховые удилища или матчевки. Фидеры, а тем более различные донки в нашей компании популярностью не пользуются. Удочки использовали и глухие, и со скользящим поплавком. На улове это не сказывалось. Что касается поплавков, то вне конкуренции были удлиненные модели с грузоподъемностью 2+3 г или неогруженные 4-5 г. Один из нас по привычке начал с оснастки 3+1 г, но его хватило всего на пару часов: замучила мелкая густера. Она не давала насадке опуститься на дно, где ее ожидал лещ. В отношении расположения грузил все пришли к одному варианту: нескольких дробинок, составлявших основную огрузку, располагались вплотную друг к другу (так они меньше путаются), а ниже, в 20-25 см, подпасок в 0,5-0,6 грамма. Оптимальной леской можно считать 0,18-0,20 мм. Здешняя рыба достаточно либерально относится к снастям, и такие «канаты» на Селигере пока еще вполне приемлемы.
На Селигере существует формула: два дня кормишь, на третий ловишь. Во многом она справедлива, но летом. Весной же, когда рыба более активна, на хорошем месте клев начинался обычно через полчаса, максимум через час после закорма. Я обходился отрубями с добавлением распаренного жмыха, мои друзья использовали круто сваренную смесь гороха, перловой и пшенной каши. На течении приходилось добавлять глину или землю из кротовин. Ароматизаторы особой роли не играли. Пробовали мы чеснок, фруктовые запахи, корицу, но общее мнение - рыбу не отпугивают, но и клев особо не улучшают. С насадками все традиционно: червь и опарыш по отдельности и в виде бутерброда. Примечательно, что лещ покрупнее часто менял свои пристрастия - то брал только на червя, то на кучку опарыша. Ну а мелкий подлещик и густера клевали на все, что не предложишь.
Что касается времени ловли, то утренние и вечерние зорьки, столь любимые лещом в другое время года, сейчас по активности клева практически не отличались от ловли в середине дня. А вот погода заметно сказывалась. В те дни, когда стояла жара и ветра почти не было, ловилась в основном только густера. У нас даже возникло опасение, что весь лещ уже ушел на плесы. Однако с приходом холодного фронта лещ заметно активизировался. Когда задул холодный ветер и стал то и дело моросить мелкий дождь, лещ начал брать в течение всего дня, хотя и не постоянно, а как бы волнами. Возможно, это было связано с подходом очередных стай.
У любой рыболовной поездки есть одно очень неприятное свойство - когда-то она заканчивается. Мы попрощались с Селигером, хотя и не надолго. Мы приедем сюда летом, а потом и осенью, но это будут уже совсем другие рыбалки.
Николай ЧЕВТАЙКИН