Судак днем в жару

Судак днем в жаруВ середине лета зачастую непросто определить, где и когда выходит судак на кормежку. Большинство спиннингистов старается ловить пораньше, до восхода, или наоборот, поздно вечером и даже ночью. Я тоже долго считал, что лучшее время для ловли судака - поздний вечер, во всяком случае на Оке. Утренний клев почти всегда оказывался слабее вечернего, а иногда его не было вообще. Это, конечно, странно: утренняя зорька - лучшее время для всей рыбы, а судак не берет. Вечером судак берет почти всегда, но очень недолго. Клев начинается, как правило, за час до захода солнца и заканчивается через полчаса после захода. Эта привязка к заходу действует довольно точно, но только при жаркой солнечной погоде. Если она пасмурная и дождливая, период клева может сместиться и стать более продолжительным.

По вечерам судак берет по бровкам, иногда выходит на поливы, но не уходит далеко от глубины. Клев судака в это время активный, но «неверный»: хищник часто стучит по приманке, даже бьет, но не засекается, а иногда и просто промахивается. В общем, суеты много, а толку часто мало. Хотя бывало, мне удавалось за полтора часа вечернего клева поймать несколько приличных судачков. Однако нередко судак не берет ни утром, ни вечером. Конечно, можно пробовать выходить ночью, но кто бывал на Оке в районе Белоомута, знает, что ловить приходится с высокого обрывистого берега. Бросать в темноте с обрыва можно, но вот выводить рыбу вслепую проблематично. Поэтому чаще всего я выходил со спиннингом на вечернюю зорьку. Так продолжалось довольно долго, но в середине июля вместо судака вечером стала брать щука. Тоже неплохо, но жена предпочитает судака, а с этим не поспоришь.

Несколько выходов я потратил на поиски. Проверил все известные мне точки, перепробовал самые разные приманки, выходил раньше и возвращался позже - все было напрасно. Как выяснилось, исчезновение судака озадачило не меня одного: местные рыболовы тоже искали и тоже не могли ничего понять. Разгадка пришла, как всегда, случайно. Подъезжая к дому, где мы обычно останавливаемся, поняли, что забыли купить часть продуктов. Магазин по дороге, но до конца перерыва почти час. Решили не ездить дважды и посидеть на берегу Оки. Стояла жара. Жена отправилась купаться, а я был слишком разгорячен дорогой, поэтому решил не рисковать и достал спиннинг, который всегда лежит в машине. Поймать я, конечно, ничего не рассчитывал, просто хотелось немного отвести душу после городской суеты.

Место было знакомое: небольшой перекат, заканчивающийся свалом в яму с 3 на 6 м. Один заброс, второй. Вдруг резкий удар «в руку», и вытаскиваю судака, вполне приличного, побольше килограмма. Минут через 10 другого, чуть поменьше. Как считают многие спиннингисты, одного судака, особенно небольшого, можно поймать где угодно и когда угодно, но два подряд с одной точки случайными быть не могут. Все это было очень неожиданно. Мало того что судак брал днем, в самую жару, поклевки были очень резкие, «злые». Четырехдюймовый виброхвост судак заглатывал до жабр, он явно охотился. Продолжить ловлю не пришлось: магазин открылся и надо было ехать.

Вечером я, конечно, отправился за судаком, но, как и на прошлых рыбалках, результат был не ахти какой: с пяток невнятных поклевок и две пойманные щучки по полкило. Вернувшись, я долго прикидывал, что могло вызвать вспышку дневного клева и как попасть на следующую. Мне приходилось и раньше ловить судака в этих местах днем, но это было в середине прохладного июня, а сейчас был жаркий июль. Вероятно, хищник стоял прямо под свалом в яму и хватал приманку, когда она падала сверху. Течение здесь было сильнее, чем в других местах, где я ловил, времени на раздумья судаку не оставалось, поэтому и хватки были очень резкие. Если все это так, думал я, то можно ловить судака днем в конце любого переката. Вроде похоже на правду, но почему-то не верилось, что все так просто.

Следующим утром я на рыбалку не пошел и вопреки всем правилам отправился только после 12 часов. Ехать до места, где попались судачки накануне, было далековато, поэтому я отправился на перекат, расположенный поближе. Начало второго, очень похожий перекат и яма, та же приманка - дело только за судаком. Заброс, второй, третий. Ничего. Ловлю 40 минут - ни одной поклевки. Значит, что-то не так. Собравшись, переехал на другую яму. Опять минут 40 непрерывных забросов, и снова ничего. Оставалось одно: ехать на тот перекат, где поймал вчера. Доехал в начале четвертого. Встал на то же самое место и на третьей проводке почувствовал поклевку. Судак оказался помельче вчерашних, но все-таки это был судак. Потом наступила тишина. Стоя на берегу, я пытался найти ответ на два вопроса. Во-первых, почему клевало только здесь, а на других похожих местах нет? И, во-вторых, почему вчера судак был крупнее, а сегодня мельче и только один? Вроде погода и небольшой ветер точно такие же, как накануне, только времени немного больше.

На следующий день надо было возвращаться в Москву, но я перенес время отъезда на вечер, чтобы снова попробовать оказаться «в нужное время в нужном месте». Ровно в 13:30 я стоял на месте, ставшим таким знакомым. Первый заброс, второй, третий - удар! История повторилась. За 2 часа я поймал трех судаков от 1 до 1,5 кг. Но главное, в какой-то момент я понял, почему клевало именно здесь именно в это время. Похоже, дело было в положении солнца. Ока - река довольно извилистая, и в этом месте после часа дня лучи солнца падали точно по течению, что имело решающее значение.

Особенность этого места состояла в том, что перекат заканчивался крутым свалом в яму. Судак стоял внизу и хватал то, что течение сносило с переката в яму, но главное - он находился в тени, а добыча была хорошо освещена. О привычке судака стоять на границе света и тени я знал давно. В свое время я заметил на Оке такую закономерность: когда солнце садится за спиной, поклевки начинаются именно в тот момент, когда тень от обрыва достигает бровки, где обычно держится судак. Оказавшись в выгодном положении, он начинал охоту, но как только тень уходила дальше, клев прекращался. Сходная ситуация была и днем на свале в яму, но только при определенном положении солнца.

Вернувшись в Москву, я позвонил приятелю, который ловил в этих местах и также искал судака. Он тоже поймал клыкастого на полтора килограмма и, как оказалось, примерно в таких же условиях, что и я, но пришел к этому иначе. Днем он вышел не за судаком, а за жерехом. Перекат, на котором ловил мой приятель, тоже заканчивался ямой, но перепад был поменьше - с 2 на 4 м. Ловил приятель на тяжелую вертушку. Жерех не брал, но когда на одной из проводок блесна шла вдоль свала в яму, последовала резкая поклевка. К большому удивлению моего знакомого это оказался не жерех, а судак. Как потом он вспомнил, солнце светило точно с переката в яму, как и в моем случае. Так вот получилось, что с разницей в один день и в 10 км реки мы нашли подход к летнему судаку.