Ока - открытие летнего сезона

Ока - открытие летнего сезона4 апреля отправились мы с товарищем открывать летний сезон на Оке. Я взял удочку без колец под глухую оснастку, а приятель недавно приобретенное матчевое удилище длиной 4,5 м. Из насадок прихватили с собой червя, мотыля и опарыша. В 15:00 подъехали к реке под Пущино, в хорошо нам знакомое место. Погода, к слову сказать, просто чудо. Теплынь, где-то под +17, ветра почти нет, кругом летают пьяные со сна мухи и бабочки; птички, понимаешь ли, поют, красота, в общем. Река в подъеме от силы на 1,2-1,5 м от летнего ординара, да и не очень мутная: просматривается до 30 см - самое то, что нужно для рыбалки. А вот что холодная -это верно на все сто. Короче говоря, собрали снасти и к 16:00 были готовы приступить к рыбалке.

Леха встал у небольшого пляжика с подкрутом и обратным течением, а я пошел вниз по реке. В 30 м от нашей стоянки начинались притопленные паводковой водой кусты, вот тут я и присел на канну и подсадил на мормышку трех мотылей. Воды, по моему опыту, уже даже и маловато для ловли под кустами, не хватает около 50 см. Сразу понял, что подлещика в этом месте не видать. А вот когда вода здесь повыше, то он под кустами ловится, и не маленький - до килограмма. Его течение выжимает с реки, и он жмется к кустам. Но может, это и неверная версия. Опустил я за куст вольфрамовую 2-граммовую мормышку. Глубина чуть больше метра, течение слабое, но при подъеме мормышки от дна ее смещает на 10 см. Вот в таком ритме я и начал проводку, именно проводку, а не игру. Шажок по течению, придержка до 10 секунд, волочение и легкое шевеление на дне, и опять пауза. Все выполняется очень медленно, в такт с течением, и с зимними лесками до 0,12 мм.

Только такая проводка по холодной и замутненной воде приносит успех. Рыба практически вся у дна, и довольно квелая. Расшевелить ее виртуозной игрой способен не каждый рыболов. Она практически не отзывается на всякие обманки (нимфы, козы, черти, и т.д.) и не бегает за мормышкой в толще воды, даже с подсадкой наживки. В общем, начал я описанную проводку с подсадкой мотыля, раз-другой сделал, а на третий, при постукивании об дно, кивок споткнулся не в такт моим движениям. Прекращаю играть и жду - ничего не происходит. Опять повторяю стук, и тут кивок выстреливает вверх и также стремительно падает вниз. Вынимаю мормышку из воды - мотыль цел. Решаю сменить мотыля червем, тем более что он духовитый, навозный, мелкий и очень подвижный. Думаю, пусть помогает мне своей вертлявостью ловить рыбу.

И вот аккурат в том же месте, где рыба попробовала мотыля, у меня случилась поклевка на червя. Выглядело это так: очередной шажок, даже не шажок, а волочение по дну, и рыба уверенно начала всасывать червя, а кивок при этом отмечать мелкую дробь в подъем. Верный признак, что рыба уже твоя. Когда я принял рыбу, то ладонь у меня только что инеем не покрылась, до того рыба была холодной. И была это плотвичка в 100 г. Через десять минут, на паузе, кивок резко выпрямился, и я с заметным сопротивлением, потихоньку, на леску 0,09 вывел довольно шустрого голавлика на 300 г. А еще через 5 минут в двух метрах от кустов пронеслась казанка с двумя рыбинспекторами. Следующую поклевку я увидел только через 20 минут. При постукивании мормышкой об дно кивок чуть выпрямился и тут же пошел вниз. Подсекаю и не спеша вывожу икряную плотвичку в 200 г.

Решаю пойти дальше, благо таких мест здесь много, а заодно и просто осмотреться: как, на что и где. Места эти я очень хорошо знаю, но паводок, даже невысокий, как в этом году, все равно вносит небольшую коррекцию. Так я успел пройти по-светлому метров 300. Пробовал ловить, менял наживки, и по результативности, как сейчас модно говорить, «рулил» червяк. Потом шел мотыль, и уж совсем никуда не рулил опарыш. Но оговорюсь: это у меня - у кого-то он работает и по отдельности, и в бутерброде. На свою первую точку я вернулся уже в сумерках, и в моем активе было 8 рыбок: голавлик на 300 г, елец 80 г и 6 плотвичек от 100 до 200 г. Была также уйма нереализованных поклевок по причине отсутствия соответствующего кивка. У меня много кивков, и все они сделаны из заводных пружин будильника «Слава». На рыбалку я беру, как правило, только три: мягкий, средний и жесткий. Каждый под определенный весовой тест, но визуально - как близнецы. Пока не возьмешь в руку, не поймешь, кто есть кто.

Так вот с собой у меня оказалось два жестких и один мягкий кивок. Под мормышкой в 2 г мягкий «сопливился», а убирать его до 8 см при общей длине в 26 см - уже не то. А жесткий при подвесе 2 г прогибался только на 10 градусов. Так что пришлось ловить жестким кивком, отсюда и много брака: рыба успевала снять червя до подсечки. Пробовал я ловить и по-темному, со светлячком на кивке. Отсидел на двух точках до 23:00 и не увидел ни одной поклевки. Да и изначально затея эта была обречена на неудачу. Воды под кустами уже мало, глубина и течение не те, и подлещика нет, а плотва весной под кустами в темноте не берет, уже проверено, и не раз. А вот голавль удивил, так как в начале ночи он хорошо берет мормышку под кустом, и не мелкий, но в этот раз он промолчал. Причина, я думаю, в холодной воде.

Вначале 12-го пришел к приятелю. Он уже из матча соорудил фидер. «А чего, - говорит, - зря простаивать инструменту? Глядишь, налимчика поймаю». Пока мы ужинали, его «гибрид» выдал отчетливую серию тычков. Леха все разметал и бросился подсекать - и благополучно вывел, как и планировал, налимчика под 400 г. Посидели с ним на берегу еще немного и пошли спать в машину. И ночь, кстати, тоже очень теплая была, не заморозила нас. Встали в 6:30, попили чайку и разбрелись. Леха продолжил фидерную историю, а я прошел дальше вчерашних мест и до 13:00 поймал еще 11 рыбок: 10 плотвиц, причем все ровные, под 200 г, и один подуст. Но вот поклевок было уже на порядок меньше, чем накануне, и с 9:00 плотва предпочитала только мотыля, и то не пучок, а двух свеженасаженных. А до 9 часов все так же хорошо работал червяк. Я думаю, это как-то связано с ветром. Он подул с СВ и к 10:00 уже задувал под 4 м/с.

Ловил я и на открытых местах, где есть хоть слабенькая тяга, и поклевки были. А вот где течение отсутствует, поклевок не было, и это при том, что я полностью переоборудовал снасть под маленькую мормышку для подсадки одного мотыля. На песчаном дне ниже куста с глубины в 1 м клюнул подуст на 150 г. Редкая рыба в улове удильщика, который ловит летней мормышкой да по кустам, но тем и дорога. Были ерш и пескарь - все они попадались в основном после 10:00 при пассивной ловле на мотыля. И все потому, что плотва стала капризничать, приходилось подолгу удерживать мормышку на дне без движения.

Вода за сутки упала на 13 см - специально ставил метку. Если так и дальше будет убывать и не пойдет дождь, то через две недели вода будет в летнем ординаре. Плохой, конечно, год для нереста. Щучья икра, наверное, сейчас повиснет на кустах и корнях лозняка. В пятницу браков было не видно, и рейдовали инспекторы. В субботу появились браки, но пропала инспекция. В 13:00 мимо нас прошла казанка с двумя укутанными по глаза мрачного вида типами. Не сбавляя хода, крикнули нам: «Рыба нужна?» Я показал им средний палец, и вопрос отпал сам по себе.

А Леха на свой фидерный матч или, наоборот, матчевый фидер до 8:00 поймал на червя двух бершей на 400 и 150 г. Я его пожурил, конечно, за снасть и напомнил про перспективу беседы с инспекторами, как уже бывало. Да он и без меня все это прекрасно знает, но ведь так хочется почувствовать рыбу! В общем, можно считать, что летний сезон мы открыли, а там посмотрим. Всем удачи и успехов!