Намыли бабок - и на Оку!

Намыли бабок - и на Оку!8 апреля съездили с приятелем на Пахру и намыли там личинок Ephemera vulgata - самой крупной из разновидностей поденки. Народных названий у личинки много, но чаще всего ее именуют бабкой. Мы собирались мокнуть эту самую эфемеру в р. Оку, что, собственно, и проделали 10 апреля. В 8:00 мы уже были на берегу Оки под Пущино. Подстраховываться другими наживками при наличии бабки нет смысла: ЕЕ ЕДЯТ ВСЕ. Но для сравнения захватили с собой и навозного червя. У Гены была с собой поплавочная удочка с кольцами и катушкой и шестиметровка без колец под оснастку с боковым кивком. Я, как человек более консервативный, взял с собой только «шестерку» для глухой оснастки под боковой кивок.

С утра на реке было тихо. Ветерок слабенько тянул с юга, но чувствовалось, что к обеду он покрепчает. Вода за 4 дня, что я здесь не был, упала примерно на 40-50 см, и до «летней воды» осталось от силы метр. Прозрачность средненькая, порядка 40 см - как раз то, что нужно для ловли с берега боковым кивком. В девятом часу мы разошлись по разным точкам. Я нашел местечко и опустил мормышку - дробину с одной личинкой - под куст. Глубина не больше метра, слабое течение. Выполнять я стал самый простой и эффективный способ проводки: медленный, без всяких колебаний подъем мормышки от дна с постепенным ускорением почти до поверхности воды, с последующим медленным спуском до дна. При этом течение чуть сносит мормышку, и так «шагаешь», на сколько позволяет удилище и распущенная леска.

Уже на 5-м подъеме в 20 см от дна происходит поклевка, но мимо. Рыба успевает сбить хвост у личинки. Подсаживаю к остаткам свежую личинку и опускаю мормышку в ту же точку, где случилась поклевка. Рыба клюнула на той же высоте при первом подъеме мормышки. Это была плотвичка на 100 г. Через пару минут попался подъязок на 150 г и следом, как ни странно, такой же голавлик. Молодняк этих рыб, видимо, терпит друг друга. Рыбок этих я отпустил подрастать, так как голавлик и подъязок по сравнению с той же плотвой в 150 г - далеко не одно и то же. Такая плотва - уже вполне сложившаяся личность, а голавлик и подъязок - пока еще рыбьи дети.

Через полчаса я отыскал приятеля и предложил проехаться к д. Лужки. Там глубины местами вплотную подходят к берегу, и с «крупняком» мы точно не разминемся. И это была моя первая ошибка за этот день. Гена немного посопротивлялся, привел весомый довод, показав плотвицу под 300 г, но согласился. Приехали мы на место. Походили, побродили и пришли к выводу, что рыбу тут с кондачка не взять. Кругом сплошные примятые льдинами и паводком кусты. Требуется подготовка в виде прореживания кустов, что делается заранее, а не во время рыбалки. Да и без забродного костюма там особо делать нечего. От кустов до бровки около 10 м, а до нее меляк в 80 см и почти нет течения. В общем, измучились мы с ним только и потеряли утренние часы. За два часа поймали лишь одну маленькую плотвичку, и та убежала от нас.

Вернулись обратно, к утренним точкам, и возобновили рыбалку. Ветер уже покрепчал и задувал с юга под 4 м/с. Напарник решает половить на поплавочную удочку. В 11:00 расходимся по реке. В активе у нас на двоих только Генкина 300-граммовая плотвица. Я пошел вверх по реке, ненадолго останавливаясь и «макая» мормышку. К 12:00 ветер уже настолько усилился, что приходилось держать удилище двумя руками. Выполнить можно было только шевеление и волочение мормышки по дну, а при порывах и это с трудом удавалось. Рыба при этом часто безнаказанно сбивала бабку, и поклевка не всегда угадывалась. Но все равно ловить было можно, что я и делал. Клевала в основном плотва от 150 до 250 г и такой же голавлик с подъязком. При волочении мормышки по дну попалась и пара окуней. Один потянул на 350 г и порадовал своей упористостью и бойцовскими качествами.

Часа в три созвонился с приятелем. У него поначалу дела шли неплохо: поклевывала плотва на червя впридержку и при волочении по дну. Поймал он пяток плотвиц, причем меньше 250 г рыб не было, а одна - на 500 г. Клевали у него и голавль с подъязком, но все рыбки до 200 г, крупных не было. На бабку поклевок у него было много, но рыба часто сбивала насадку, и Гена целенаправленно стал ловить на червя. Поклевки пореже, но порезультативней, чем на личинку. А вот у меня червь совсем не работал, если не считать пару ершей и одного крепкого зацепа за корягу. К 16:00 я дошел до одного примечательного места. Два куста с прогалом в 3 м, на дне песок. Летом, в жарищу, когда воды в реке остается совсем ничего, я здесь хожу по песчаной косе. От куста до куста тут имеется ямка с разницей в 10 см при общей глубине в 120 см.

За полчаса я из этой ямки поймал четырех плотвиц от 200 до 280 г. А потом совершил вторую за день ошибку. У меня есть хорошая привычка: с половины дня, при условии что поймано уже под 3 кг рыбы да плюс зацепы, отрывать и перевязывать мормышку по новой. Почему я в этот день этого не сделал, не знаю. Наверное, начало сезона, вот я и дал маху. В 16:30 в этой самой ямке при волочении мормышки с двумя личинками по дну произошла остановка, и тут же последовал резкий подъем кивка. Я подсек - и полное ощущение зацепа: верхние три колена в дугу и никакого движения. Рыба выдержала паузу, видимо соображая, что это было, и двинулась против течения к кусту. Хорошо, что куст был невысокий, так как рыба пошла вдоль куста, а я, соответственно, следом за ней. Она не обращала на меня никакого внимания и не реагировала на мои попытки поднять ее к поверхности.

За кустом мне удалось ее развернуть, и мы отправились в обратный путь. И слава Богу, так как дальше начинались уже довольно густые и высокие кусты - там я уж точно потерял бы рыбу. Мне удалось привести ее в то же место, где она и клюнула. Время я четко контролировал: на все прогулки у нас ушло около минуты. Рыба слегка устала, позволила себя приподнять на полметра от дна и снова пошла вниз. Мне еще повезло, что делала она все это вальяжно, без резких движений и рывков. Я не опережал события и чутко «слушал» и повторял все ее движения. Пару раз рыба пыталась уйти на стремнину, тут я с ней был не согласен и мягко возвращал ее обратно. У меня в голове все время вертелась только одна мысль: хотя бы увидеть, что это за рыба! И она наконец показалась на поверхности, сделала кувырок и снова пошла вглубь. Это был самый настоящий лещ. И даже не лещ, а кочегарная совковая лопата. Цвет он имел желтоватый, и весу в нем было не меньше 3 кг.

Он еще раз позволил себя поднять, крутнулся и снова пошел вниз. Мне бы его не послушать во время этого кульбита, а попробовать задержать на поверхности и дать глотнуть воздуха. Не хотел рисковать, думал. проделаю это позже, но - увы. При очередном подъеме леща к поверхности, без всяких особых усилий леска 0,12 рвется у основания мормышки. Я спокойно сел на канну и закурил. «А ведь главное, я его увидел, и он был хорош», - думал я. Такой большой лещ мне еще не попадался, а тем более с берега при ловле на боковой кивок. Привязал новую мормышку и продолжил ловлю. За час я поймал еще 4 плотвицы под 250 г, и после борьбы с тем лещом мне казалось, что вылетают они из воды словно уклейки.

А в 17:15 кивок опять «выстрелил», и мне вновь суждено было пережить накал борьбы. Это тоже был лещ. Хотя и меньше первого, но он также отчаянно сражался за свою жизнь. Его пришлось водить около двух минут, с той лишь разницей, что мы с ним не гуляли по берегу, а все происходило меж двух кустов. В какой-то момент, когда он уже подустал, я не дал ему сделать кувырок на поверхности, а просто придержал его там. Лещ успел глотнуть воздуха, вяло помотал головой и затих. Я потихоньку отбуксировал его к берегу, тут он как-то нехотя поворочался, но я аккуратно взял его под жабры. Честно говоря, я и такого с берега на кивок не ловил, тем более на огрызок лески 0,12 мм. Вот он на фото справа: 2 кг при длине 50 см. Я отловил на этом месте до восьми, но больше лещ сюда не выходил. Были плотвицы, язек и одна густерка в 250 г.

Почему выходил лещ под кусты, я не знаю, но однозначно можно сказать, что это как-то связано с ветром и большой волной на реке. После поклевки второго леща ветер потихоньку стал стихать, и к 19:00 на реке был уже полный штиль. Не знаю, клевали бы лещи на червя или на другую какую наживку, но факт остается фактом: брали они на личинку эфемеры вульгаты. Геннадий с 17:00 тоже перешел на ловлю боковым кивком с подсадкой бабки и до 20:00 подловил еще мерных плотвиц. К концу рыбалки у меня в садке было 18 рыб, и потянули они на 6 кг. На реке в этот день было спокойно: не было видно ни инспекции, ни браконьеров. На том берегу сидели немногочисленные доночники, но вот ловили они или нет, не знаю, не видел.

Возвращались с реки уже в сумерках. Пока ехали по незасевной пойме, встретили влюбленную парочку перепелов. В свете фар мы их заметили за 30 м: они стояли, оцепенев, и как будто ждали нас. Когда расстояние сократилось до 3 м, птицы как стайеры рванули с дороги в сухую траву. А еще через 150 м перед нашей машиной выскочил заяц и метров сорок работал у нас навигатором, пока Гена не переключился на ближний свет. Заяц только этого и ждал: сошел с дистанции и уступил нам лыжню. Так что день этот запомнится надолго. Выходами крупного весеннего леща и провожающими нас с реки зверюшками.