Рыбалка на Дону

Рыбалка на ДонуВесть о том, что мостик через речку Иловлю, по которому мы добирались до наших любимых мест на Дону, разрушен, заставила нас стартовать пораньше, и все равно мы приехали поздновато для того, чтобы надеяться на поклевки сома на квок. Однако батюшка Дон встретил нас приветливо, сразу же подарив трех судачков подряд с берега на спиннинг, прямо возле того места, где мы решили оставить машину. Воды много. Пляж, что всегда виден почти весь, был весь под водой, за исключением двух-трех песчаных островков, ставших приютом для поджидавших скатывающуюся рыбу чаек. Меня сразу привлек угол уютной бухты, где мы решили спускать на воду надувную лодку с мотором. С виду обратка в буреломе, однако поролонка-незацепляйка с трех забросов осталась жива, что давало хорошие шансы пробить это место более тщательно.

После того как почти в отвес долбанул первый судачок и был без труда извлечен из воды, я после каждой проводки пытался еще с минуту поигрывать поролон-кой в отвес, а заодно и пощупать дно. Оказалось, что единственный чистый пятак на сплошь закоряженном дне углубляется примерно на полметра, да еще и в мою сторону! Это вообще подарок! Нужно просто ловить момент, когда поролонка по дуге приземляется на этот пятак, а затем очень аккуратно стаскивать приманку вглубь. Я ловил на 25 граммов и хотел было привязать груз чуть легче, ибо считал, что это многовато для слабого обратного течения. Но два заброса подряд принесли еще двух судачков, один из которых явно тянул на кило. Беглая проверка других мест по берегу кроме пяти оторванных приманок ничего не дала. Поэтому мы с моим компаньоном Валентинычем решили-таки накачать лодку и разобраться с судаками по-взрослому.

Правильное место мы нашли не сразу. Сначала пробивали знакомые коряги, нещадно отрывая поролоновые рыбки. Просто договариваемся, что на очередной коряге имеет смысл оторвать не более трех приманок, и начинаем методично ее облавливать. Ближе к берегу, дальше, вдалеке и под лодкой. На второй коряге задумались. Эдак можно поотрывать все имеющиеся приманки и спокойно ехать домой. Последнее, в принципе, можно сделать и не тратя патронов. Но погода располагает, судак активный, значит, надо искать! Решили проверить предположение, что искать нужно вблизи затона, где вероятнее всего судак и нерестился. Быстро метнулись на другую сторону реки к затону и начали рвать чебурашки уже там.

Сплавляясь по течению, вдруг замечаю интересное возвышение с торчащей на нем отличной корягой, к которой можно привязаться. Ниже по течению в пределах досягаемости заброса сразу три положительных фактора: понижение глубины с 3 метров до 6, а дальше две полуметровых грядочки. Привязываемся к дереву и с первого же заброса, уже возле лодки, с четким ударом вешается судак. Отличное начало! Второй так же, с жестким ударом, клюет чуть ниже лодки. Дальше все пошло как по маслу. Поклевки следовали одна за другой и вдалеке, и под лодкой, и сразу ниже слегка закоряженных «пупков». Иногда за одну проводку было по два-три удара, но много поклевок осталось нереализованными. Причину сказать затрудняюсь. Двух или трех судаков приманка зацепила с внешней стороны пасти. Одного снизу, как будто он прижимал поролонку ко дну, а одного за нос, как если бы он ее атаковал с закрытым ртом. Часам к 12 клев стал стихать. Зная, что судак здесь, перед нами, мы начали эксперименты.

Я экспериментировал с весами грузов, цветом и размером поролонок, но все тщетно. Поклевок не было. Мы снова привязали обыкновенные белые и серые поролонки, только на этот раз пропитали их рыбьим жиром. Вы будете смеяться, но уже на второй проводке в том месте, где до этого вообще не было поклевок, я снял товарного судачка! У Валентиныча тоже начались поклевки. Одного он благополучно слил возле самой лодки, второй же удивил своим стремлением попасть на кукан: залез в одну корягу, сам из нее выбрался, затем залез в корягу, что была прямо под лодкой, опять сам вылез, а потом послушно дожидался, пока я его ласково возьму за голову. Сработал ли аттрактант или просто случился кратковременный выход судака - остается догадываться. Дело к обеду, мы порядком проголодались, да и питьевая вода предательски закончилась. Решаем двигать к берегу, но перед тем проскочить ниже по течению, чтобы оторвать еще по паре поролонок в поисках похожего клевого места. Места не нашли, поролонки оторвали.

Послеобеденный клев

В обед поднялся ветер, но с наветренной стороны оставались небольшие затишки. Вот в таком затишке мы и ловили. Вообще, ветру надо сказать спасибо. Пускай он внес серьезные коррективы в рыбалку, зато он спасал от мошки, которая с каждым днем набирает обороты. На берегу моментально становишься атакованным ее легионами. После обеда мы на всякий случай опять пропитали поролонки рыбьим жиром и стали ждать послеобеденного выхода. Уж не знаю, дождались мы его или нет, но увидели в течение полутора часов по две или три поклевки и выловили по хорошему судаку. У Валентиныча уж точно был красавец за килограмм!

А питьевая вода кончалась. Приняли решение ловить до 16 часов и потом не торопясь плыть к машине. Как только определились с планами, случилась поклевка. Приличный судак взял далеко от лодки, потом, как и у Валентиныча, залез в корягу, но благополучно сам выбрался. Я начал форсировать вываживание, чтобы не дать ему ткнуться в еще одну, которая была у него на пути, и малость переусердствовал. Судак выскочил на поверхность и стал бешено мотать головой. Я чуть пригнул спиннинг к воде, чтобы его успокоить, но он, воспользовавшись этим, резко вильнул к лодке, чего я никак не ожидал, и, развернувшись, пошел в глубину. В результате этого маневра двойник вывернуло у него из пасти, и судачок был таков. Я расстроился, а Валентиныч меня успокоил: мол, так мне и надо - счет теперь 1:1.

С осознанием этого факта пришло и понимание того, что рыбалка наша удалась. И судака ловили, и поиск был, и борьба, и переживания. Не за этим ли мы сюда приехали по незнакомой дороге? Не за тем ли, чтобы на двух километрах реки быть единственными рыболовами в субботний день? Лодку собрали на удивление быстро. Я даже не успел проверить судаковый уголок нашей бухты. Вот, пожалуй, и все. Нет! Вру! Еще было одно событие, которое буду вспоминать долго. Это запотевшая бутылка пива, купленная в поселке Иловля, содержимое которой исчезло внутри моего организма за считанные секунды.