Сюрпризы зимней Дельты. Часть 2


Сюрпризы зимней Дельты. Часть 2Вся рыба, которая ловится спиннингом, - шука, окунь, судак, берш, сом, сазан, леш, - не хуже ловится и со льда примерно в тех же местах, да и приманки можно применять те же - колеблюшиеся блесны, кастмастер, джиг. Но можно и расширить арсенал за счет балансиров, зимних вертикальных блесен, мормышек, тогда и список трофеев будет длинней. Исключительно интересно ловить «вприглядку» на балансир крупного окуня в маленьких речках, впадающих в основной банк. Поскольку глубина маленькая, лучше сразу пробить сколько надо лунок и дать рыбе минут 15, чтобы успокоиться. Потом можно начинать ловить. Бывает, что как только балансир опускается под лед, его сразу окружает стая окуней и хватает наперегонки.

А бывает, что доказавший вчера свою уловистость балансир сегодня не вызывает у окуней доверия, они собираются вокруг приманки, делают броски в ее сторону, иногда тычутся носом, но не берут. Загадка... При ловле шуки создается впечатление, что шум пробуриваемой лунки ее привлекает. Вроде и лед нетолстый, не больше 20 см, и слой воды под ним немногим больше, но только опускаешь приманку под лед - хватка. До сих пор остается загадкой, где зимует жерех. Мелкого, до полкило, жереха очень много, он активно клюет в любом приямке как со льда, так и по открытой воде. Изредка попадается жерех до килограмма. А вот более крупного ни разу не удалось поймать и ни разу не удалось увидеть - ни с помошью подводной видеокамеры, ни сквозь стекло маски для подводного плавания.

Примерно то же самое можно сказать о судаке и красноперке. Поимка судака больше килограмма и красноперки больше трехсот граммов - большая редкость зимой. Хотя судак в Дельте и летом-то не особенно крупный, стандарт - от двух до двух с половиной килограммов. Но красноперка-то летом попадается на килограмм и больше, однако поймать такую зимой мне пока не удавалось. Зато некрупной красноперки - немыслимое количество. Бывают дни, когда она не дает мормышке опуститься до дна, где бы ни пробить лунку.

Очень много крупной, до полкило, тарани (так в Астраханской области именуют густеру). Ловить ее со льда - наслаждение. Берется крупная, со смородину, вольфрамовая мормышка и опускается в лунку там, где течение позволяет опустить ее даже не до дна, а хотя бы в придонный слой воды - этого достаточно. Немало удовольствия может доставить и берш. Удобней ловить зимней удочкой, но годится и недлинный спиннинг. А приманка та же, что и летом - джиг-головка подходяшего веса с твистером. Берет жадно, взаглот, в основном - на выходах из ям и в прибрежной их части, примерно в пяти метрах от берега. Берет и на кастмастер, и на тяжелый балансир, но поскольку вес приманки должен быть не меньше 40 г, то при ловле такой некрупной рыбы, как берш, компактная джиг-головка все-таки лучше.

И зимой, и летом отлично ловит «астраханская блесна» - вроде бы примитивный, но совершенный в своей простоте 10-сантиметровый 80-граммовый неокрашенный балансир без хвостового оперения и подвесного тройника. Фирменные балансиры такого веса мне не встречались, а более легкие трудно опустить до дна. Но при ловле сома в полной мере проявляется важное преимущество балансира - при «подбросе» он идет не вертикально вверх, а в основном в сторону и поэтому не багрит рыбу. Как я уже говорил, сом стоит в яме очень плотно и при ловле даже на однокрючковые приманки часто подбагривается. А на балансир, просто ощетинившийся, казалось бы, крючками, клюет как положено и попадается исключительно «в рот». Сначала мне попадались сомята по 3-5 кг, но потом несколько раз балансир отрывало что-то такое, что я своей снастью не мог ни остановить, ни притормозить.

Тогда я отложил зимнюю удочку, взял нижнее колено от мошного спиннинга, безынерционную катушку с плетенкой 0,4 и поймал сома на 19 кг. Кстати, «вялая зимняя рыба» - это не про сома. Сом действительно бывает вялым в марте-апреле, а в декабре-январе он находится в прекрасной физической форме, и вываживание зимнего сома - очень непростое дело. Впоследствии я заменил безынерционную катушку мультипликаторной, с ней вываживать сома немного проше. Хотя, правду сказать, после этого сомы крупней 11 кг мне не попадались.

Проблема транспорта в условиях неустойчивого ледостава решается местными жителями весьма умело. Снегоходы не прижились, ведь снега практически не бывает. В оттепели основное средство передвижения -алюминиевая лодка. Если яма покрыта льдом, рулевой загоняет лодку до половины на лед, поднимает мотор, все выходят, перетаскивают лодку по льду до открытой воды - и вперед, до следующей ямы. В морозы широко применяются трехколесные мотороллеры «Муравей» еще советского производства. За мотороллером всегда тащится прочная веревка длиной метров 10. Если он проваливается, седок выходит на лед, закрепляет веревку и идет за помощью. Втроем-вчетвером «утопленник» без проблем вынимается на лед, некоторое время сохнет, а потом без всяких восстановительных процедур заводится и продолжает путь.

Но постепенно эта экзотика вытесняется удобными и надежными катерами на воздушной подушке. Десять лет назад их было два или три на всю Дельту, а сейчас они есть почти на каждой базе. Хорошо это или плохо, но цивилизация стремительно наступает, открывает для массового туризма труднодоступные ранее уголки дикой природы. Многое изменилось в Дельте за последние 10 лет, и за предстоящие 10 изменится, уверен, не меньше. Повлиять на этот процесс мы не можем, да и надо ли на него влиять? Надо чаше ездить на рыбалку.

 
Рейтинг@Mail.ru