За трофейными лососями России. Часть 1


За трофейными лососями России. Часть 1Для каждого рыболова существует свой трофей: кто-то готов гоняться за огромными судаками, кто-то охотится за гигантскими сомами, кто-то пытается поймать большого хариуса на сухую муху, кто-то все отдаст ради поклевки пудовой щуки. Но сегодня я хотел бы поговорить об организации путешествия за самыми крупными представителями лососеобразных, обитающими на территории нашей страны: семгой, нельмой, гольцом, тайменем и чавычей. В данной статье не хотелось бы говорить о снастях и приманках, рассматривать вопросы стратегии и тактики ловли каждого вида. Это все, конечно, важно, но начинать надо не с этого. Как организовать такое путешествие? Есть два пути: первый - самостоятельно, и второй - довериться профессионалам.


Если вы не ограничены во времени, но ограничены бюджетом, самое простое - взять все на себя. Выбрать маршрут, собрать команду, купить билеты, договориться с вертолетом, закупить продукты и снаряжение. Есть, конечно, риск столкнуться с какими-либо неожиданными неприятностями, но и удовольствие от самостоятельной организации путешествия ни с чем не сравнится. При сплаве по одной из тайменевых рек Сибири или Дальнего Востока за 20-30 дней ваши шансы поймать трофейную рыбу достаточно велики (если вы, конечно, правильно выбрали маршрут и время поездки). Если же у вас в распоряжении семь-девять дней, то надежнее доверить организацию путешествия профессионалам. Но и здесь есть свои тонкости, которые начинаюшие рыболовы-путешественники не всегда осознают. Занимаясь организацией рыболовного туризма, я постоянно с этим сталкиваюсь. Прежде всего, трофейная рыбалка - дело серьезное, непростое в организации, и планировать ее надо заранее. Ничего не получится, если начать подготовку в мае.

Во всех серьезных турагентствах планы на сезон сформированы, свободных мест нет. Начинать надо загодя, осенью. Тогда можно будет выбирать из нескольких достойных вариантов. Приезжаюшие к нам на рыбалку иностранцы это прекрасно понимают и бронируют места за год, если не больше. Наши рыболовы к подобной предусмотрительности не привыкли, но никуда не денешься - придется привыкать. Ведь ограничение количества рыболовов на реке - не каприз, а насушная необходимость. Есть допустимая рыболовная нагрузка на водоем - это та печка, от которой надо плясать. Если на реке восемь интересных участков, то серьезный туроператор построит лагерь на 8 гостей, а никак не на 24. И количество сплавляюшихся по реке туристических групп, и количество продаваемых рыболовных лицензий тоже должно рассчитываться исходя из допустимой рыболовной нагрузки.

К сожалению, так бывает не всегда. Наши законы несовершенны, а расчет на человеческую сознательность не всегда бывает верным. Это большая и очень сложная тема, я боюсь ее даже затрагивать в рамках журнальной статьи. Скажу лишь, что отчасти поэтому и необходима вертолетная заброска - труднодоступность реки сохраняет ее в тех случаях, когда закон не может этого сделать.

Далее: коммерческих предложений об организации рыболовных путешествий сейчас превеликое множество, как из них выбирать? Остановимся подробнее на этом ключевом вопросе. Мы в своей профессиональной деятельности привыкли пользоваться понятиями «туроператор» и «турагентство». Оператор непосредственно организует путешествие: берет на себя доставку от «цивилизации» к месту рыбалки и обратно, обеспечивает питание на маршруте, предоставляет гидов-сопровождающих и снаряжение. Агентство выполняет посреднические функции, его задача - помочь оператору и клиенту найти друг друга и по возможности освободить клиента от множества возникающих при подготовке к рыбалке сложностей. Если вы уже нашли оператора и уверены в его надежности, агентство на первый взгляд вам ни к чему. Но беда в том, что очень редко такая уверенность бывает достаточно обоснованной.

Оператору приходится решать ряд непростых задач, любая ошибка может иметь серьезные последствия, и чтобы не допустить ни одной ошибки, нужны большой опыт и ответственность. Был, например, у нашего клиента такой случай (ни имен, ни названий компаний я не буду, конечно, называть). Ответственный, проверенный оператор отправил группу за тайменем. Предполагаюсь сплавляться на двух рафтах: на одном - рыболовы с гидом, на другом - второй сопровождающий с едой и снаряжением. Все было подготовлено на более чем достойном уровне. заброска прошла без сучка и задоринки, но в первый же день рафты потеряли друг друга и в течение всей отведенной на сплав по реке недели не смогли встретиться. Рыболовы ночевали под открытым небом и питались подножным кормом - хорошо, что повезло с погодой. Прибыв в конечную точку маршрута и благополучно загрузившись в вертолет, рыболовы отправились на поиски второго рафта и легко обнаружили его на косе в десяти километрах ниже по течению. До сих пор не удалось получить вразумительных объяснений, как такое могло случиться. Единственная разумная гипотеза - сопровождаюший увидел водку и решил чуть-чуть попробовать.

Бывает и так: рыболовы получили от своих знакомых информацию о надежном операторе. И сами знакомые пользовались его услугами неоднократно, и от других слышали только хорошие отзывы. Рыболовы приехали... и поняли, что их не ждали. Организатор запил, не было ни лодок, ни палаток, ни еды, ни нормального снаряжения. При посредничестве серьезного агентства подобные неприятности происходят редко. У агентства гораздо больше, чем у рыболова, возможностей для оценки надежности оператора и контроля за качеством обслуживания клиентов. Кроме того, с агентством гораздо проще решить вопросы страховки, грамотного юридического оформления договоренностей, взаимной ответственности. Серьезное агентство может предложить не один маршрут и регион для поездки, а спланировать ваши рыболовные путешествия на несколько лет вперед, чего не сможет сделать ни один оператор.

И все равно проблема поиска надежных партнеров стоит в рыболовном туризме очень остро. Часто агентства, доведенные до отчаяния необязательностью операторов, начинают брать на себя часть организационных проблем, в первую очередь самые болезненные проблемы подбора персонала, приобретения билетов на местные рейсы, бронирования гостиниц, вертолетных трансферов.

Ну и, наконец, финансовые аспекты. Главное, надо понимать, что платим мы не столько за сервис, сколько за возможность поймать трофейную рыбу. Именно поэтому так разнятся цены в одном и том же месте в зависимости от времени рыбалки. В лучших лагерях Кольского цены в прайм-тайм кажутся заоблачными, 10000-15000 долларов в неделю, но не надо забывать, что за эти деньги вы получаете не только высокий уровень сервиса, ресторанное питание, но и ежедневные полеты на вертолете к местам ловли, ограниченное число рыболовов на реке, а главное - великолепную рыбалку. Если же убрать рыбу и оценивать только сервис, сравнивая его с какими-нибудь курортами, то сколько он может стоить? Ну, две тысячи. Ну, три, учитывая отсутствие инфраструктуры, но никак не больше.

Но это семга и Кольский, а в остальных случаях главный ценообразуюший фактор - вертолетная заброска. На ней самостоятельно никак не сэкономишь, поэтому и на остальном экономить смысла особенного нет, все равно в процентах от общей стоимости поездки много не выиграешь. Только серьезные агентства и операторы, при правильной организации, могут добиться снижения стоимости поездки за счет распределения затрат на несколько групп. Я не призываю сорить деньгами, но и рисковать, доверяя организацию путешествия неизвестно кому, не советую ради экономии 5% от стоимости.

 
Рейтинг@Mail.ru