По рыбалке и лодка. Часть 2


По рыбалке и лодка. Часть 2В отличие от лодок со стланью лодки с жестким дном очень легки на ходу и под веслами, и под мотором. Даже с маленьким по мощности двигателем они вполне комфортны, в том числе и для дальних переходов. Эти лодки позволяют ловить рыбу стоя, что особенно ценно при использовании длинных удилищ. Лодки с аэрдеком - надувным дном -судя по описаниям производителей, тоже должны позволять ловить стоя. Но для этого надувной настил должен быть набит воздухом под завязку. Малейшее снижение давления в надувном полу сделает такую рыбалку некомфортной - ноги будут проваливаться и «гулять». Но вот собирать и разбирать жесткий пол - занятие не из приятных, тем более на холоде, когда коченеют руки. Особенно когда длина лодки более 3,3 метра и у нее имеются длинные алюминиевые стрингера - элементы продольной жесткости лодки. Именно защелкивание стрингеров по всей длине и создает главную трудность при сборке. Поэтому надо знать некоторые хитрости.


Перед сборкой пола следует слегка накачать лодку, а под днище вдоль лодки, между баллонов, положить собранные весла, чтобы выровнять низ лодки и чуть приподнять пол. Разбираем лодку так же: кладем под днище весла и деревянным брусочком выбиваем из пазов стрингера. Кстати, собирать лодки любых типов надо не на земле, а на большом чистом покрытии. Например, куске брезента. Я использую для этого кусок желтой ткани из ПВХ размером 5 на 2,5 метров. На таком гладком светлом покрытии удобно работать, лодка остается чистой, без песка и грязи. Очень важно правильно накачивать и сдувать лодку. Из-за конструктивных особенностей внутренние части баллонов склеены конусно, остриями вперед. Поэтому необходимо вначале слегка накачать задние секции, ближние к транцу. Затем накачивается носовая секция. В таком же порядке лодка «набивается» воздухом до рабочего давления. Сдувание производим в обратном порядке: вначале открываем клапаны спереди, затем - сзади.

Очень полезная штука - электронасос для накачивания надувных матрасов. Открываете клапаны на лодке, включаете эту мини-помпу и лодка очень быстро расправляется, наполняясь воздухом. Остается лишь докачать ее рабочим насосом - и все готово. Полезнейшей вещью являются и съемные колеса, которые крепятся на транец. Такую конструкцию необязательно покупать в магазине. Можно изготовить ее самому, используя колеса для садовой тачки. Особенно актуальны колеса, когда от лагеря до берега неблизко, а таскать лодку к воде и обратно приходится 2 раза в день. Ведь лодки из ПВХ сравнительно тяжелы. Вес большинства лодок с жестким дном превышает 50-60 кг, а мокрая лодка весит и того больше. Колеса сводят эту проблему на нет: прямо в лагере вешаете на лодку мотор, крепите эхолот, кладете снасти и все необходимое, приподнимаете лодку за нос и скатываете ее прямо в воду.

«Пэвэхашки» необычайно долговечны - первым лодкам «Мнев», за которыми мы тогда специально ездили в Питер, исполнилось уже 11 лет. И они до сих пор в прекрасном состоянии. Лодки «Мнев» я не случайно упомянул - они среди самых популярных лодок в нашей стране. Их отличает надежность, хорошее качество изготовления и демократичная цена. Лодки из ПВХ обладают максимальной безопасностью. Даже выпав за борт, легко вернуться в судно обратно - по всему периметру лодки имеются веревки. У лодок из ПВХ, как правило, 4 надувные секции, что еще более повышает безопасность. Проведенные испытания показали, что даже с пробитой носовой секцией такая лодка передвигается по воде достаточно уверенно. Наконец, лодки их ПВХ, в отличие от «Уфимок», практически не боятся остатков влаги. Это бывает актуально, так как лодку иногда удается развернуть и просушить лишь через несколько дней после рыбалки.

Важнейшее качество лодки для рыбалки - бесшумность. Это прежде всего способность гасить плеск волны о борт. Звук от таких ударов распространяется по воде очень далеко, распугивая именно крупных и наиболее осторожных рыб. Не случайно настоящие корифеи спиннинга для рыбалки в тихих местах, где отсутствует судоходство и рыбы привыкли к тишине, не пользуются металлическими лодками и ловят только с надувнушек. «Пэвэхашки» в этом отношении почти идеальны. Волны бьются в борт мягко, гасятся самим материалом оболочки и воздухом внутри баллона.

Недостатки лодок из ПВХ очевидны. Главных, на мой взгляд, два. Во-первых, они не режут воду, как корпусные, а идут по воде поверху, по гребням волн. Из-за этого даже при среднем и малом волнении удары корпуса лодки о волны очень ощутимы. Лодка несется по воде, как по стиральной доске. Передний пассажир при таком движении подпрыгивает над сиденьем, реально отбивая себе то место, на котором сидит. Вещи, рыболовные ящики, спиннинги и все остальное при глиссировании начинают скакать по лодке и биться о жесткое дно. Такая езда очень выматывает и, бывает, заканчивается поломкой снастей. Вторым большим недостатком является маленький узкий кокпит - ведь большую часть его занимают надувные баллоны. И все-таки достоинства лодок из ПВХ значительно перевешивают все их недостатки и заставляют рыболовов легко с ними мириться.

Лодки для рыболовных путешествий
Преимущество рыболовных сплавов никому, я думаю, не надо объяснять. Сплав по лесной или таежной реке под веслами позволяет ловить рыбу в тех местах, где она живет и где ее много, а не там, куда можно добраться посуху, на транспорте, и где велик рыболовный прессинг. Если иметь в виду тихую, экологичную рыбалку без применения мотора, то самым лучшим вариантом будет байдарка. Байдарки бывают каркасные, каркасно-надувные и просто надувные. Каркасные байдарки имеют алюминиевые шпангоуты и стрингера, из которых состоит «скелет» лодки. На «скелет» натягивается «шкура» - оболочка лодки.

Каркасные байдарки типа «Салюта», «Тайменя» и их аналогов за счет отсутствия надувных баллонов имеют много места внутри. В них легко помещаются вещи даже для очень длительного рыболовного путешествия. Эти байдарки очень хороши на ходу, обладают хорошей инерцией движения и курсовой устойчивостью. Хотя большая вода не для них, но при среднем волнении на каркасной байдарке можно идти и по озерам и водохранилищам. Желательно, правда, в корме и в носу поместить элементы непотопляемости. Каркасные байдарки позволяют проходить за день 10-20 км даже при средних физических данных экипажа.

Каркасно-надувные байдарки хороши для рыболовных походов по быстрым рекам как гораздо более безопасные, чем «Таймени» и «Салюты». Фирм и частных мастеров, выпускающих такие типы лодок, сейчас великое множество, и можно выбрать лодку, подходящую именно вам. Можно, например, заказать лодку, с которой легко будете ловить стоя. Это возможно за счет увеличения ширины лодки. Правда, в этом случае придется освоить технику канойной гребли однолопастным веслом. Такие широкие лодки очень хороши на реке с чередованием бурных перекатов и быстрых плесов между ними. То есть когда длительной гребли не требуется, а на сплаве преобладают лишь маневры. Лодки достаточно вместительны, а спиннинги можно легко привязать в тубусе снаружи прямо к лодке.

Байдарки надувные имеют множество преимуществ и множество почитателей. Они значительно легче каркасных, не имеют жестких элементов, которые могут сломаться. Такие лодки позволяют забраться в самые мелкие и каменистые места, совершенно недоступные для других плавсредств. Наконец, помимо байдарок, имеет смысл упомянуть и о лодках для путешествий по сложным рекам Сибири, Камчатки, Чукотки и т.п. Лодки для таких путешествий относятся к категории «рафтов». Их отличает наличие надувного дна, баллонов большого диаметра, возможность установки подвесного мотора. Уровень безопасности - самый высокий. Гребут на таких лодках только канойными веслами. С рафтов очень удобно ловить рыбу на обширных плесах между порогами.

Недостатки - огромная тяжелая упаковка, большая парусность и маленькая скорость при движении по участкам со слабым течением. При сильном встречном ветре лодка, как бы вы ни упирались, будет стоять на месте, если не сдвигаться назад, вверх по реке. Выход один - использование мотора. Но рафты - это все же особая тема, о которой нужно говорить более обстоятельно.

автор Владимир ГЕРАСИМОВ

 
Рейтинг@Mail.ru