Выбираем мотор для рыбалки. Часть 1


Выбираем мотор для рыбалки. Часть 1Долгое время я был уверен, что наши рыболовы - а в большинстве своем это люди не чрезмерно богатые - должны очень ответственно относиться к такой дорогой покупке, как подвесной мотор. Они, рыболовы, как я думал, внимательно изучают каталоги моторов, посещают специализированные выставки, ищут информацию в интернете. И только потом решаются на покупку и идут в магазин уже за какой-то вполне конкретной моделью «подвесника». Но я забыл про «загадочную русскую душу». На самом деле никто не рассчитывает все заранее - это прагматично и скучно. Просто, набрав определенную сумму денег, человек идет в магазин за мотором, будто за хлебом, и берет то, на что хватит наличных средств. Уже оплатив покупку, наш рыбак с удивлением узнает, например, о том, что у его мотора переключение передач прямо на ручке газа!


Это мнение не мое, а Николая АВЕРОЧКИНА, директора компании «Велход», который отлично знаком не только с моторами, но и с привычками покупателей. Но я и сам так покупал свой первый мотор! Подзанял у друзей денег и поехал за «Ямахой» 5 л.с., 2 такта, а вышел из магазина с «Сузуки» 6 л.с., 4 такта. Подход к делу, конечно, очень романтический, но вряд ли правильный. Чтобы не жалеть потом о недешевой покупке, лучше действительно заранее определиться не только с фирмой и мощностью мотора, но и с другими его важными эксплуатационными качествами.

Иномарки
Ведущие фирмы, которые производят подвесные лодочные моторы, можно пересчитать по пальцам. В России наиболее распространены следующие марки: Jamaha (Япония), Mercury (США), Suzuki, Honda (обе - Япония). В меньшей степени наш народ приобретает Johnson (США), Tohatsu (Nissan, Япония), Selva (Италия). Остальные иномарки представлены не так широко. Так же как и у любой другой техники, в модельном ряду лодочных моторов у каждой фирмы встречаются удачные модели, весьма удачные и модели «так себе». Это происходит в силу целого ряда причин, и эту сторону дела мы разбирать не будем. Лучше рассмотрим вкратце рабочие качества наиболее удачных моделей. Помогут нам в этом как опыт моих знакомых рыболовов-лодочников, так и мнения экспертов фирм, торгующих моторами, и тесты «подвесников», опубликованные в специальной, в том числе и периодической литературе.

Маломощные моторы
Все моторы мощностью до 4 сил одноцилиндровые, имеют ручной запуск и оснащены простейшим карбюратором. Они просты в устройстве, и провести необходимое ТО - заменить свечи, масло в редукторе, проверить состояние топливных шлангов и подачу топлива в камеру сгорания - под силу любому автомобилисту. Что важно для потребителя? Конечно же, соотношение цены и качества товара. В этой категории моторов такая характеристика, как вес, не очень важна - все эти моторы весят немного. Более существенными являются экономичность и скоростные показатели. Воспользуемся данными, полученными для ряда моделей испытателями журнала «Спортивное рыболовство». Тесты проводились на лодке длиной 2,9 метра с жестким полом.

Двигатель «Сузуки» 2,2 л.с. Выпускался этот мотор много лет и показал себя достаточно надежным. Сейчас он снят с производства, но купить его еще можно. По таким параметрам, как максимальная скорость и экономичность, - типичный середняк. Скорость развил 10,5 км/час, а реальный расход топлива составил 1,4 л/час при полностью открытом газе. Регулировка газа ползункового типа находится не на ручке румпеля, а на корпусе. Вес мотора - 12 кг. Как бывшему владельцу этого двигателя, мне трудно вспомнить какие-то его недостатки или сбои в работе. Достал из багажника, донес до лодки в одной руке, словно портфель, прикрутил к транцу лодки, завел и поехал ловить рыбу. Заводился он хорошо даже после зимнего перерыва.

«Хонда» 2,3 л.с. 4-тактный мотор, самый тихоходный из всех рассматриваемых моторов, но зато самый экономичный и экологичный. Это один из моторов, который часто используют для передвижения по озерам на многодневных рыбалках. Максимальная скорость 9,5 км/час, расход топлива - всего 1 л/час! Внутренний бачок, пожалуй, несколько маловат - всего 1 литр, в то время как у некоторых конкурентов - «целых» 1,5 литра, что для таких «малышей» весьма существенно. Вес «Хонды» 13 кг.

У этого мотора много как сторонников, так и ярых противников, и главная причина недовольства - повышенная шумность. У «Хонды» этот показатель достигает 72 децибел. Например, у «Ямахи» 3 л.с. - 64 дб, и звук мотора другой, более приятный. Это связано с тем, что «Хонда» имеет воздушное охлаждение, тогда как у остальных - водяное. «Хонда» -единственный мотор с пластиковым винтом (у остальных металлические), что, с моей точки зрения, тоже не очень хорошо. Например, при несильном ударе о камень у металлического винта выкрашивается небольшой кусочек лопасти, что почти не влияет на движение, по крайней мере до базового лагеря дойдете. Как себя поведет при ударе винт пластиковый, можно лишь гадать. А если он даст трещину в самом нехорошем месте?

«Ямаха» 2 л.с. Макс. скорость 12 км/час, расход 1,5 л/час. Управление газом осуществляется аналогично «Сузуки» - ползунком на корпусе. Этот мотор самый легкий - всего 9,8 кг.

«Ямаха» 4 л.с. Макс. скорость 15,2 км/час, расход топлива 2,5 л/час. У этого мотора регулировка газа находится на ручке управления. Мотор имеет реверс - задний ход, что является очень полезной опцией, особенно на рыбалке. Вес 21 кг. Модель является базовой для более мощных собратьев.

«Меркурий» 4 л.с. Это единственный мотор в данной группе, который выводит лодку длиной 3 метра и массой 35 кг с одним рыбаком на борту на глиссирование. Естественно, рыболов при этом должен сидеть по центру лодки, для чего надо иметь или длинные руки, или приобрести удлинитель румпеля. Вес мотора 20 кг.

«Меркурий» разогнал лодку до скорости 23,5 км/час. Расход топлива составил 1,3 л/час. И это естественно, ведь мотор лодки, вышедшей на глиссирование, расходует гораздо меньше бензина. На 500 мл бензина, залитых в сухой бак, «Меркурий» прошел на полностью открытом газу 4,4 км, значительно опередив ближайшего конкурента - «Ямаху» 4 л.с., которая смогла пройти путь в 2,8 км. Надо только иметь в виду, что выход на глиссирование «Меркурий» показал на конкретной лодке и в конкретных условиях. Специалисты фирмы «Велход» считают, что самый слабый мотор, с которым гарантированно глиссирует лодка длиной 3 метра с одним человеком на борту, это «Меркурий» 5 л.с.

«Сельва» 4 л.с. Макс. скорость 13 км/час, расход топлива 1,87 л/час, вес 17 кг.

Из 4-тактников в категории «слабаков» можно еще отметить «Тохатцу» 3,5 л.с., который весит всего 13 кг, в отличие, например, от 4-сильной «Сузуки» с весом в 25 кг. Правда, надо учесть, что «Сузуки» выполнен в корпусе своих более мощных собратьев и имеет объем двигателя 138 см3 против 74 кубиков у «Тохатцу».

 
Рейтинг@Mail.ru