Выбираем мотор для рыбалки. Часть 2

Приобретая мотор этого класса, нужно сначала посмотреть, что написано насчет двигателя в паспорте вашей лодки. Например, если там указана максимальная мощность подвесного двигателя 6 л.с., то мотор в 10 л.с. ставить на нее нельзя. Во-первых, лодку с таким мотором не зарегистрируют в ГИМСЕ. Но даже если вам удастся известными незаконными способами преодолеть эту преграду, то вы обрекаете себя в дальнейшем на постоянные проблемы на воде при проверках инспекторами ГИМСа, а также раз в год при прохождении техосмотра. Во-вторых, более мощный мотор требует и более крепкого, усиленного транца, чего нет на маленьких лодках. Ну а в-третьих, это просто опасно и чревато переворотом и другими неприятностями даже в штиль, просто при неосторожном управлении лодкой.
У нас в стране, как известно, человек - сам себе специалист во всем, а разные правила-ограничения действуют на некоторых граждан только раздражающе. Я видел одного такого «нигилиста» на Рыбинском море. Он три дня, распугивая рыбаков, бесцельно носился по водохранилищу на 3-метровом «Каймане» под 25-сильным «Меркурием». Скорость его, я думаю, доходила до 50 км/час. Даже со стороны было видно, что это бешеное планирование над водой почти не поддавалось управлению. Мчась радостно вдаль и явно ощущая себя при этом смелым пилотом «Формулы-1», он всем своим залихватским видом как бы говорил окружающим: «Видите, я несусь как ураган, и ничего со мной не происходит!» На четвертый день этот «ураган» со всего маху впоролся (жаль, в газете нельзя использовать более подходящее слово) дейдвудом - ногой мотора - в топляк, выбил себе зубы, сломал ребра и что-то еще. Спасли «гонщика» чудом - имел все шансы утонуть.
Выбор мотора в диапазоне от 5 до 8 л.с. определяется прежде всего финансами. Но если вы купите мотор мощностью в 9,9 л.с., то его уже можно будет при необходимости поставить и на корпусную лодку типа «Казанки». Это актуально, когда вы приезжаете на рыбалку с мотором, а лодку арендуете у местных жителей. Ведь у местных какие лодки? «Казанки» да «Прогрессы». Так вот с мотором 9,9 л.с. дюралька едет на глиссировании с двумя седоками и вещами, а с 6-7 силами - нет. Из этой группы у меня в эксплуатации уже 3 года находится 4-тактный «Сузуки DF 6». Я его ставил на «Кайман-300», «Кайман-330» и «Скат-360». Все лодки он уверенно выводил на глиссирование с общим весом 200 кг на борту. Максимальная скорость с одним человеком на борту на лодке «Скат-360» составила, по моим измерениям, 31 км/час. Мотор имеет внутренний бачок на 1,5 литра и возможность подключить внешний бак.
Однажды этот «Сузуки» мы взяли на рыбалку на Ахтубу, собираясь его ставить на «Кайман-330». Но планы поменялись, и мы его эксплуатировали на дюралевой лодке МКМ длиной 4,7 метра. Мотор честно и безотказно отработал все 3 недели рыбалки. Конечно, он не выводил лодку на глиссирование, но двигались мы весьма уверенно со скоростями порядка 15 км/час. Я уже писал в прошлой статье, что меня в этом моторе раздражают две вещи: громкий противный звук на холостых оборотах и невозможность транспортировки в положении «на ребре». Но зато мотор очень легкий -сделан на базе 4-сильного и имеет такие же габариты и вес.
Из этой группы эксперты обращают внимание на «Сельву» 6 л.с. - она самая легкая и дешевая из всех 2-тактных «шестерок». Почти все моторы до 6 л.с. одноцилиндровые. Начиная с мощности в 8 л.с. все моторы имеют по два цилиндра. В группе 8-сильников явно выделяется 2-тактная «Ямаха 8 CMXS» - 8-сильный мотор весит всего 26 кг! Это объясняется тем, что создан он на базе более слабого мотора и имеет суммарный объем двух цилиндров всего лишь 165 см3! Этот мотор разгоняет «Кай-ман-330» с двумя седоками до скорости в 28 км/час. 4-тактная «Ямаха 8 СМНС» весит уже 37 кг, а «Хонда» 8 л. с. - и вовсе 45 кг.
По данным одного из магазинов «Велход», самыми покупаемыми из этой группы являются следующие 2-тактные моторы:
«Меркурий» 5 л.с. - 35435 руб.
«Ямаха» 5 л.с. - 37120 руб.
«Ямаха» 8 л.с. - 55100 руб.
По 4-тактным моторам «Сузуки» есть данные магазина «Кайман». Самые продаваемые:
«Сузуки DF» 6 л.с. - 41500 руб.
«Сузуки DF» 5 л.с. - 36400 руб.
Условно мощные
15-сильный 2-тактный мотор - это самый мощный мотор из тех, которые еще можно отнести к категории «переносных» лодочных моторов. 2-тактный «Меркурий» 15 л.с. весит всего лишь 34 кг, а «Сельва» 15 л.с. и вовсе побила все рекорды: ее вес - 31 кг! Такой мотор среднестатистический рыболов сможет рано утром в одиночку вытащить из машины, а вечером, измученный борьбой с рыбами, будет в состоянии снять с лодки и оттащить в машину. Вот с 4-тактной «Хондой» 15 л.с. такое уже вряд ли получится: «сухой» мотор весит 46 кг. Но надо иметь в виду, что чудес в мире техники не бывает, и у той же «Сельвы», например, такой малый вес, да еще с самым малым объемом двигателя, обеспечивается несколькими «спортивными» техническими приемами: максимальная степень сжатия, большой диаметр топливных диффузоров и обязательное использование высокооктанового бензина марки АИ-98. А где я возьму в Весьегонске высококачественный 98-й? Я такого даже в Белоому-те не встречал.
15-сильные моторы позволяют рыбачить уже достаточно далеко от базового лагеря. Прошлой осенью на Рыбинском море мы нашли хорошую точку выхода хищника в 30 км от стоянки. Мы ездили на рыбалку как на работу: утром 30 км туда, вечером еще столько же обратно. Моторы в 15 сил вполне позволяли это делать - ловить рыбу именно там, где ее было достаточно, а не мучаться вблизи лагеря, где ее не было вовсе.
По статистике, самые покупаемые 15-сильные 2-тактные моторы, по крайней мере в Москве, это «Ямаха» и «Меркурий». В классе «пятнашек» они недосягаемые лидеры. Правда, если «Меркурий» есть в продаже почти всегда и сбоев в поставках не бывает, то «Ямахи» иногда внезапно заканчиваются, и когда поступят в продажу вновь, часто никто сказать не может. «Ямаха» на испытаниях показала скорость несколько выше, чем «Меркурий», и разогнала лодку 3,6 метра длиной с двумя седоками до 40 км/час. Но при этом японский мотор превышал заявленные обороты (стоял нештатный винт), что для долговечности мотора весьма плохо. Надо отметить, что в японские моторы желательно лить только 95-й бензин, причем хорошего качества, из проверенного места. Опытные люди, хорошо относящиеся к своим моторам, даже в Карелию возят бензин из Москвы.
Года три назад мы поехали на Нижнюю Волгу и залили канистры бензином на лучшей заправке в Волгограде. Через два дня примусы и лампы «Колеман» были черные от копоти и практически не работали, а японские моторы еле заводились по утрам. Зато «Меркурии» и заводились, и ехали. «Американцы» вполне допускают работу и на 92-м бензине, и особой разницы при эксплуатации по сравнению с 95-м мы не заметили.
Наконец, на «Меркурии» есть такая замечательная вещь, как «умная ручка». Все управление мотором - передняя передача, нейтраль, задняя передача, положение дроссельной заслонки - все размещено на румпеле, в одной руке. Даже кнопка остановки мотора, и та находится здесь - прямо внутри ручки управления. То есть можно кистью одной левой руки и переключиться на нейтраль, и включить задний ход, регулируя заодно и скорость лодки. При этом вторая рука совершенно свободна и может совершать всякие полезные действия: схватить за шиворот человека, упавшего за борт, уцепиться за уплывающую соседнюю лодку, ловко подсачить большую рыбу и т.д. Рыболовы очень хвалят и «Сузуки» 15 л.с., который по своим характеристикам почти не отличается от «Меркурия», но на 3 кг тяжелее. Но опять же, и этот «японец» любит более качественное топливо.
Некоторым особняком среди 4-тактников стоит 15-сильная «Хонда». Она тяжелее всех, имеет самый большой объем мотора и, естественно, самый большой крутящий момент. При этом она и гораздо дороже всех остальных. Однако почитатели этой марки утверждают, что мотор стоит отдаваемых за него денег. Я видел эти «Хонды» на многих базах на Нижней Волге и на раскатах под Астраханью. Некоторые моторы - еще из первых выпусков - работают в сезон наплыва рыбаков чуть ли не круглосуточно, да еще на местном бензине. Практически никаких нареканий. Даже поршневые кольца в порядке. Самое главное - следить за охлаждением мотора, не давать ему перегреваться, особенно в жаркие летние месяцы. Но носить такую «Хонду» туда-сюда - врагу не пожелаешь. Все также отмечают и повышенный шум этого мотора на холостых оборотах. В целом ситуация типичная: отзывы по мотору фирмы «Хонда» или очень хорошие, или очень плохие. Никаких промежуточных оценок, словно речь не о моторе, а о произведении искусства.
Цена у двух основных конкурентов среди 15-сильников почти одинаковая: «Меркурий» стоит 67260 руб., «Ямаха» - 71340 руб.
А вот цены на самые продаваемые «Сузуки» из этой категории (данные фирмы «Кайман»):
«Сузуки» 15 л.с., 2-тактник (самая популярная модель) - 61800 руб.
«Сузуки» 15 л.с., 4-тактник - 74900 руб.
«Сузуки» 9,9 л.с., 2-тактник - 55070 руб.
«Сузуки» 9,9 л.с., 4-тактник - 70500 руб.
Я сознательно ограничился в своем обзоре только иномарками. Не потому, что, как часто думают, об отечественных моторах и говорить-то нечего. И у наших «двигунов» есть свои достоинства, но тема эта совершенно отдельная, и лучше отложить ее для другого раза.
Владимир ГЕРАСИМОВ