По рыбалке и мотор


По рыбалке и моторПодвесные лодочные моторы для нужд обычной рыбалки бывают бензиновые и электрические. Электромоторы оправданы там, где использование бензиновых двигателей запрещено. Также электромотор иногда ставится на лодку в качестве второго, вспомогательного, и используется для маневров вблизи точек ловли - его бесшумная работа не распугивает и не настораживает рыбу. Недостатки электромоторов очевидны - очень маленький ходовой ресурс, связанный с емкостью батареи питания. Преимущества - высокая экологичность и бесшумная работа. Дополнительные расходы при покупке электромотора - это достаточно дорогой щелочной аккумулятор и зарядное устройство. Тем не менее, если вы рыбачите на водоеме без течения и сильных ветров и все перемещения не выходят за радиус 2-3 км, то электромотор - несомненно правильный выбор. Но в подавляющем большинстве случаев помощником рыболова на рыбалке служит все же бензиновый двигатель.


Два такта или четыре?
Бензиновые моторы бывают двух- и четырехтактными. Двухтактные моторы требуют добавления специального масла в бензин. Пропорции 50:1 для обычной езды, а при длительной езде на малых оборотах, например при троллинге, производители и дилеры рекомендуют пропорцию 70:1 или даже 100:1. На некоторых современных двухтактных моторах даже есть наклейка: «Смешивайте бензин и синтетическое масло такой-то фирмы в пропорции 100:1». Однако, как мне известно от специалистов компании «Велход», у многих современных 2-тактников такая смесь быстро выводит из строя поршневую группу двигателя, особенно на нашем плохом бензине. Поэтому смесь беднее чем 70:1 применять не следует. Повторяю, это касается только моторов последнего поколения, соответствующих строгим экологическим нормам.

Итак, один из недостатков двухтактников - это необходимость постоянно готовить смесь бензина и масла. Так что если вы вдруг забыли взять на рыбалку это специальное масло, то мотором пользоваться не сможете. Как ни странно, но назвать другие явные недостатки моторов этой группы с ходу не получается. Разве что коптящий выхлоп на малых оборотах и, как следствие, снижение экологичности? В четырехтактных моторах применяется чистый бензин, как в автомобиле. Это удобно: остатки бензина после рыбалки просто сливаете в бак автомобиля. Другие преимущества такого двигателя очевидны: устойчивая работа во всем диапазоне оборотов, что на малом ходу, что на максимальной скорости, маленький расход топлива, почти незаметный выхлоп. Поэтому преимущества мы разбирать не будем, а коснемся именно недостатков.

Во-первых, в моторах такого типа имеется такая штука, как масляный картер. Он заполняется специальным лодочно-моторным маслом, и масло это норовит при наклоне мотора или просто вытечь наружу, или даже затечь в камеру сгорания через поршневые кольца. Чтобы этого не происходило, мотор нужно перевозить определенной стороной вверх. Производители всегда указывают, какой именно, но не сообщают, как долго можно хранить мотор в горизонтальном положении. Между тем последнее важно. По своему опыту эксплуатации четырехтактников скажу - максимум день. Долго хранить мотор в таком положении с маслом в картере нельзя. Чтобы иметь гарантию от протечек масла, агрегат должен находиться все время своего «отдыха» в вертикальном положении. Еще один серьезный недостаток моторов мощностью от 10 сил и выше - это большой вес и размер капота. Многие «пятнашки» весят около 50 кг. В одиночку такой мотор, да еще с объемным капотом, достать из багажника автомобиля, отнести на берег и прикрутить к транцу - задача сложная, вдобавок она небезопасна для позвоночника.

Сколько в тебе лошадок?
Подвесные лодочные моторы можно разделить на три группы: моторы малой мощности - до 4 сил, моторы средней мощности - до 8 сил и моторы условно большой мощности - до 15 сил. Эта классификация - не мое изобретение. Она принята многими экспертами из «лодочно-моторных» торговых фирм и применяется как при тестировании моторов, так и в литературе. Верхнее ограничение по мощности, конечно, совершенно условно - ведь можно повесить на транец мотор и в 30 сил. Тем не менее для нужд обычной любительской рыбалки ограничение в 15 сил вполне реально. Часто мы ловим рыбу одним днем, а это означает формулу: утром прикрутил - порыбачил - вечером открутил. По этой же формуле мы часто действуем и на многодневной рыбалке. На ночь мотор лучше снять и отнести в тамбур палатки. Так больше гарантий, что утром он по-прежнему будет вашим, а не чьим-то еще.

Моторы малой мощности могут эксплуатироваться на надувных лодках как с вклеенным транцем, так и со съемным, пристяжным. Они предназначены для передвижения по воде в водоизмещающем, «баржевом» режиме, не торопясь. И самое интересное, что часто рыболовы на лодках с такими моторами ловят рыбу успешнее, чем их коллеги на более мощных двигателях. Объясняется это просто: на маленькой скорости можно гораздо тщательнее рассмотреть водоем как сверху, с поверхности, так и с помощью эхолота. Кроме того, неспешная езда, помимо приятности созерцания «неразмытого» вида природы, еще и гораздо более безопасна.

Есть и психологический фактор: имея на транце мощный мотор, зачастую просто трудно усидеть на месте. Увидав вдалеке стаю летающих над водой чаек, рыбаки сплошь и рядом бросают обдуманную и планомерную ловлю на найденной перспективной точке, заводят мотор и несутся ловить гипотетических горбачей. А в это же самое время неспешные рыбаки на маленьком моторчике уже нашли по эхолоту заветную корягу на дне и силуэты рыбы рядом с ней и собираются сделать первый заброс. Мое знакомство с этой группой моторов состоит в двухлетней эксплуатации «малыша» «Сузуки» мощностью 2,2 силы. От этой дружбы остались только хорошие воспоминания. На лодке «Кайман-300» с этим мотором на транце мы с приятелем уверенно двигались со скоростью быстро бегущего человека. Моторы этой группы отличает очень малый вес и высокая экономичность. Ну и, естественно, самая низкая цена. Практически все двигатели малой мощности могут использоваться как дополнительный мотор, если для этого есть место на транце, как, например, у «Прогресса-4».

Моторы средней мощности, как двух-, так и четырехтактные, способны при определенных условиях уже выходить на глиссирование и двигаться со скоростями выше 20 км в час. Например, четырехтактный «Сузуки» мощностью 6 сил, установленный на лодку «Кайман-330», позволяет двум рыболовам с небольшим грузом на борту (общий вес примерно 230 кг без учета веса лодки) выходить на глиссирование в условиях небольшого волнения или штиля. Необходима лишь очень точная развесовка лодки и правильное положение дейдвуда -«ноги» двигателя. Мотор этот потребляет очень мало топлива. За целый летний день весьма активной и большой по пройденному расстоянию рыбалки мы едва сжигали 4 литра бензина.

При выборе такого мотора очень советую обращать внимание на наличие встроенного бака. Это очень удобно - утром заливаешь бак, а с собой в лодку берешь пару двухлитровых бутылок с бензином. Практически в любую волну, опустив горлышко бутылки внутрь бака, можно долить топливо. А место обычного топливного бака в лодке пустовать не будет, особенно если лодка небольшая, где каждый свободный кусочек пространства на вес золота. Больших различий в скорости, весе мотора, экономичности и цене между двух- и четырехтактниками в этом диапазоне мощности нет. Единственное, что стоит отметить, это то, что многие четырехтактники на базе одноцелиндрового агрегата, например мой «Сузуки-DF 6», на холостом ходу работают очень шумно, как газонокосилка. Но с прибавлением оборотов мотор «натягивается», и звук становится красивым и ровным.

Говоря про условно мощные моторы, надо иметь в виду, что двигатели мощностью 9,9 сил, имеющиеся в ассортименте почти у всех производителей, это не что иное, как 15-сильные моторы, но дефорсированные. Объяснение того, зачем нужны моторы именно такой мощности, лежит в сфере налогообложения мототехники - с цифры «10» уже начинаются другие расценки. 9,9-сильные моторы имеют такой же вес, как «пятнашки», и ценой от них отличаются несильно. Эти моторы достаточно уверенно выводят на глиссирование даже такую лодку, как «Крым» с двумя пассажирами и вещами на борту, не говоря уже о надувных лодках из ПВХ.

Особых различий в максимальных скоростях между 15-сильными 2- и 4-тактными моторами нет. 4-тактная «Хонда» и 2-тактный «Меркурий» разгоняют «Казанку» с двумя пассажирами примерно до 32 км в час. На хорошей лодке из ПВХ длиной 330 см с жестким фанерным пайолом на 15-сильном моторе скорость достигает отметки в 40 км в час. На воде это очень много и требует от водителя большого «мореходного» опыта и хорошей реакции. При такой езде очень полезно надевать очки. Их задача - защитить глаза. Иначе мошки и песчинки, попавшие в глаза на такой скорости, могут привести не только к аварии, но и в кабинет к окулисту.

Отечественные моторы
В России есть целые регионы, где эксплуатируются почти исключительно «наши» моторы. Импортная техника местным мужикам в глубинке и задаром не нужна. Объяснение простое: тот же «Вихрь» рыбак ржавыми гаечными ключами полностью разберет, почистит, где-то что-то притрет, продует, найдет в сарае нужную деталь взамен сломанной, соберет и снова поедет рыбу ловить. С импортным мотором такой «сервис на коленке» не получится. И второе - горюче-смазочные вещества. В «Вихрь», особенно древний, можно лить любой бензин, даже этилированный марки АИ-66. Смешивать его можно с любым автомобильным маслом, даже дизельным. А в редуктор можно закачать «нигрол» из заднего моста грузовика. Применение любого из перечисленных видов ГСМ для импортного мотора приведет к его скоропостижной кончине.

Другое ограничение для иномарок - это установка «защиты» на винт. На бурных каменистых реках местные умельцы часто прилаживают на «Вихри» и «Нептуны» стальные кольца, защищающие винт от камней. На иномарках многие производители таких вещей не допускают, мотивируя это быстрым выходом из строя редуктора дейдвуда. Наши же моторы с «кольцами» годами ходят - и ничего. Ну и опять же вечный и главный вопрос - цена. «Бэушный» отечественный мотор стоит в несколько раз дешевле равного по мощности и такого же «бэушного» импортного.

автор Владимир ГЕРАСИМОВ

 
Рейтинг@Mail.ru